ВЦИОМ опубликовал данные всероссийского исследования отношения россиян к займам "до зарплаты"

24.04.2018         3504 просмотра

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 24 апреля представил данные исследования посвященного отношению россиян к услуге выдачи экспресс-займов или «займов до зарплаты». Согласно данным исследовательского центра, каждый второй россиянин (46%) считает такой финансовый продукт нужным. При этом чаще всего в его поддержку высказывались молодые респонденты и  жители небольших населенных пунктов.

1v.jpg

Более половины опрошенных, получавших займ «до зарплаты» в МФО, (55%) не имели иной возможности получить заемные средства. Всего 16% из тех, кто пользовался услугой «займа до зарплаты», имели в тот момент альтернативу в виде банковских услуг (использование кредитной карты либо возможность получения кредита). 

«Мы часто слышим популистские призывы запретить деятельность микрофинансовых организаций. Однако результаты независимого исследования четко показали, что банки не готовы кредитовать заемщиков МФО. Это подтверждает отдельное место МФО в вопросе обеспечения финансовой доступности в России, а также то, что в случае их ухода с финрынка спрос отдельных категорий потребителей финансовых услуг не сможет удовлетворить никто, кроме нелегальных кредиторов», - отмечает Елена Стратьева, директор СРО «МиР».

Около четверти опрошенных россиян (22%) обращались сами за займами «до зарплаты» или обращались их родственники/знакомые. Подавляющему большинству (65%) опрошенных, когда-либо бравших займ «до зарплаты», продукт помог в решении проблемы, из-за которой они были вынуждены обращаться за заёмными средствами.

2v.jpg


«Наиболее частой причиной получения займа в МФО является «задержка зарплаты» — это 40% случаев, и доля таких займов растет. Клиенты понимают, что они берут средства буквально на несколько дней, поэтому не оценивают размер переплаты в годовых процентах, как в случае с банковским кредитом. Специфика продукта как раз и заключается в коротком сроке пользования и быстром решении проблемы здесь и сейчас. Все наши технологии ориентированы на то, чтобы выявить, какую кредитную нагрузку человек может реально себе позволить. У нас нет цели загнать заемщика в кабалу и взыскать с него побольше. Наша цель — чтобы заемщик взял деньги, например, на 10 дней, вернул и обратился к нам в течение года еще три-четыре раза. При этом 80% клиентов действительно обращаются повторно»,сообщает Юрий Провкин, генеральный директор группы компаний Eqvanta.

«Онлайн-заем можно получить в любой точке страны, где есть интернет или сотовая связь, у нас сейчас 70% заходов на сайт происходит с мобильных телефонов. Заявку подать может любой совершеннолетний гражданин при предъявлении минимального пакета документов, который не включает справку о доходах, что является плюсом для людей, работающих на дому. Мы широко используем технологии больших данных и искусственного интеллекта. Последние разработки в технологиях скоринга и внедрение нового рискового модуля позволили сократить время принятия решения по займу до 4 минут», - отмечает Иван Меринов, генеральный директор "СМСФИНАНС".

Большинство россиян, высказавшихся за займы до зарплаты,  составляет работоспособное молодое население в возрасте от 18 до 44 лет.

Эту же тенденцию подтверждает статистика МФК MoneyMan. «Чаще всего услугами МФО пользуются клиенты в возрасте от 25 до 35 лет. При этом мы наблюдаем тенденцию, что доля клиентов в возрасте от 18 до 25 лет увеличивается. Только за 2017 год рост составил более 18%. Это молодые люди, которым нужна финансовая поддержка здесь и сейчас. Также у более чем 65% клиентов из данной группы отсутствует какая-либо КИ. По сути, МФО остаются единственным реальным инструментом для получения фондирования. Важно отметить, что уже сегодня клиенты без КИ стали значительно серьезнее и бережнее относиться к своим кредитным обязательствам. Только около 8% из них совершают просрочку по действующим займам», - поясняет Ирина Хорошко, генеральный директор MoneyMan.

 

___________________

Илья Кочетков, директор Департамента микрофинансового рынка Банка России: «Рынок микрофинансирования – часть финансовой системы страны, обеспечивающая финансовую доступность для населения. Микрофинансовые организации представлены в небольших населенных пунктах, где нет банковских офисов, они предлагают продукты, с которыми не работают банки (займы без обеспечения, на короткий срок и на незначительные суммы), и работают с теми клиентами, которых банки не кредитуют. МФО дают возможность таким клиентам сформировать кредитную историю, а также повысить уровень финансовой грамотности. В свою очередь, Банк России проводит последовательную политику по ограничению начисления процентов на «займы до зарплаты» и общему снижению стоимости таких займов».

Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России: «Очень важно понимать, обращаетесь ли вы в легальную организацию или к чёрному кредитору: только МФО, которые находятся в Государственном реестре Банка России, вправе выдавать микрозаймы. Регулятор осуществляет поведенческий надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями правил взаимодействия с потребителями, предельного размера долга, обеспечивая стандарты безопасного кредитования. А вот обращение к нелегальным кредиторам несет для потребителя серьезные риски. При этом обращаем внимание заемщиков: решение о необходимости «займа до зарплаты» должно быть взвешенным, учитывающим как выгоды, так и издержки от получения такого займа. Не стоит им финансировать долгосрочные траты или спонтанные покупки».

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен при поддержке Wanta Group 19-21 марта 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 3000 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 1,8%.  Для вопросов, рассчитанных по базе n=184, максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 7,81%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.


Поделиться: