Госдума окончательно приняла новое регулирование для рынка МФО!

24 Июля 2019         571 просмотр

Законодатели учли большинство предложений СРО «МиР» при подготовке текста законопроекта №684667-7 о новых требованиях к МФО ко II и III чтению.

 __

Государственная Дума Российской Федерации на пленарном заседании 24 июля 2019г. приняла в третьем окончательном чтении резонансный законопроект №684667-7 («О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

При этом финальная версия законопроекта, принятая во II и III чтениях, содержит значительно более мягкие для рынка нормы регулирования, чем первая, принятая в I чтении. Все компромиссные решения были предложены СРО «МиР».

«Мы признательны регуляторам и властям за то, что услышали рынок. Это доказывает, что всем сторонам важно сохранить баланс: соблюсти интересы потребителей финансовых услуг и не «потерять» окончательно рынок. СРО «МиР» разделяет позицию, что дальнейший ввод ограничений на рынке МФО для его окончательной и скорейшей очистки от недобросовестных практик необходим. И в этой системе координат законопроект с момента его внесения выглядел закономерным и логичным продолжением. Вместе с тем, как мы неоднократно уже говорили, на наш взгляд, ограничения должны быть частью пропорционального регулирования, и стимулировать МФО к повышению эффективности деятельности, а не сворачиванию бизнеса. Мы надеемся, что решения, которые удалось найти, позволят сократить возможное негативное влияние на добросовестных участников рынка и сохранить достаточный уровень финансовой доступности», - заявляет Эльман Мехтиев, председатель Совета СРО «МиР».


Здесь можно ознакомиться с информацией об изначально предложенных законодателями нормах регулирования: https://www.npmir.ru/news/actual/detail.php?ID=3833.

Здесь – с предложениями, направленными СРО «МиР» в рамках обсуждения законопроекта между I и II чтениями в Госдуму, Совфед и ЦБ РФ отзыв на законопроект №684667-7: https://www.npmir.ru/news/actual/detail.php?ID=3892.



Какое регулирование рынка принято в итоге – что ждет МФО?

1)      Минимально разрешенный размер капитала МКК будет увеличен с 10 тыс. до 5 миллионов рублей. Однако  увеличение произойдет не единовременно, как было предложено законодателями изначально, а поэтапно: до 2024 года – по 1 млн рублей в год.

2)      Закон закрепляет за всеми видами МФО дополнительные возможности по идентификации клиентов, в том числе разрешает делегировать право на проведение идентификации кредитным организациям, а также разрешает проводить  идентификацию клиента посредством государственных информационных систем. Норма вступит в силу с 1 октября 2019 года.

3)      Закон распространяет требования к деловой репутации и квалификации на участников, акционеров, собственников и отдельных сотрудников МКК. Требования к деловой репутации вступят в силу с 1 июля 2020 года. Требования к квалификации - с
1 июля 2025 года.

4)       Закон устанавливает запрет на заключение микрофинансовыми организациями договоров потребительского займа с физлицами под залог жилого помещения - норма вступит в силу по истечению 90 дней с момента опубликования закона.


Кроме того, изначальная версия законопроекта включала в себя увеличение минимальной суммы инвестиций в МФО с 1,5 млн до 3 млн рублей. Это требование не было принято и не вошло в конечную версию законопроекта.

В рамках публичного обсуждения законопроекта представители СРО «МиР» неоднократно отмечали, что изначальный запрет на привлечение средств физлиц МКК и введение минимального порога вложений в МФК в размере 1,5 млн рублей были призваны отсечь т.н. непрофессиональных инвесторов и, тем самым, защитить от более рискованного в сравнении с банковскими вкладами инструмента обычных граждан. Также необходимо понимать, что благодаря этой мере на сегодняшний день привлекать средства физлиц могут лишь 50 компаний из 2 тыс. МФО.  Все это, по мнению, саморегулируемой организации, доказывало избыточность меры по увеличению минимального порога инвестиций.

 

ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИТОГОВЫМ ТЕКСТОМ ЗАКОНОПРОЕКТА