Малый бизнес решает финансовые проблемы в МФО

18.01.2012         1330 просмотров
МФО призваны выполнить социальную роль предоставления финансовых услуг малому бизнесу, предпринимателям и гражданам, не имеющим возможность получать качественные финансовые услуги в банках.

С принятием специального закона о микрофинансовых организациях в России в 2010 году данный сегмент финансового рынка получил шанс быть признанным в сообществе в качестве полноправного элемента финансового рынка и партнера для предпринимателей, граждан и банков,  которые не всегда видят экономическую суть для работы в удаленных городах в силу высоких издержек при маленьких сумах кредитов.

Лидеры микрофинансовой отрасли добровольно проходят независимый аудит, рейтингуются у ведущих агентств, сотрудничают с институтом финансового омбудсмена, принимают участие в разработке и обсуждении законодательных инициатив, доказывая приверженность принципам построения «прозрачного» финансового бизнеса, несущего одновременно широкую социальную нагрузку.

Законодательно верхний потолок займов в МФО ограничен одним миллионом рублей. На данный момент рынок микрофинансовых продуктов достаточно развит – потребитель может выбрать заем на любой вкус  в зависимости от своих запросов.

Экспресс, Беззалоговый,  Обеспеченный, Повторный, Партнерский – сами названия займов  красноречиво говорят об их особенностях. От этого же зависят и ставки по займам.

Общими чертами их являются скорость выдачи и простота оформления документов – это главные конкурентные преимущества МФО перед банками.

Как показывает практика, клиенты предпочитают  брать займы на максимально возможный срок – обычно год, два. Средних компаний составляет от 25 т.р. в МФО, предоставляющих займы для физических лиц  до 400 т.р. в МФО с займами для малого бизнеса.

Многие из клиентов МФО уже имели ранее опыт банковского кредитования, но по ряду причин воспользовались микрофинансовыми займами в противовес банковским кредитам, предпочитая скорость и быстроту выдачи. В этом случае можно говорить о четком сознательном выборе, сделанном клиентом. Безусловно, бизнес МФО связан с высокими рисками – ведь клиенты МФО не относятся к «премиум классоу» заемщиков.

В сочетании с высокой стоимостью привлеченных ресурсов и высокими административными издержками, это как раз и определяет ставки, которые существуют в данный момент на рынке МФО.  Однако субъекты микрофинансового рынка ведут активную работу  с банками, инвесторами и гос.фондами поддержки МСБ за расширение доступа к ресурсам и снижение их стоимости. Несколько МФО компаний в 2011 году проводили совестные программы с МСП банком (бавший РосБР) по финансированию малого бизнеса.

В результате такого сотрудничества многие предприниматели получили займы по весьма привлекательным ставкам. Если эта работа активно продолжится в новом году, то в ближайшее время можно будет говорить о приближении ставок МФО по займам предпринимателей с устойчивым бизнесов до уровня банковских предложений по ставкам.

Но в конечном итоге от этой конкурентной борьбы должен выиграть в первую очередь потребитель, для которого доступность финансовых ресурсов будет еще более облегчена.