Как сделать переход НФО на единый план счетов максимально простым и удобным

30.05.2018         3587 просмотров
Беляев Денис, генеральный директор ООО «Технологии и бизнес»

Беляев Денис, генеральный директор ООО «Технологии и бизнес»

Банк России обязал все микрофинансовые организации перейти на ЕПС (Единый план счетов) и ОСБУ (отраслевые стандарты бухгалтерского учета), очередной этап реформы начался с 2018 года. Сроки перехода закреплены в Положениях ЦБ и варьируются в зависимости от сегмента финансового рынка. В частности, с 2018 года на ЕПС должны перейти микрофинансовые организации, с 2019 года – кредитные кооперативы и ломбарды. Как показывает опыт, НФО в новой реальности сталкиваются с огромным числом проблем.


Основные новации в учете для финансовых организаций можно группировать следующим образом.
Во-первых, новый план счетов бухгалтерского учета, приближенный к банковскому, с существенно более широким количеством синтетических счетов, а также ряд других нюансов банковского учета, например, парные счета вместо активно-пассивных, счета без признака счета, деление плана счетов на главы и разделы, и др.
Во-вторых, новая структура и группировка символов в отчете о финансовых результатах.
В-третьих, новые принципы признания доходов и расходов, приближенные к МСФО. Также ЕПС предполагает жесткие требования к порядку нумерации лицевых счетов и ведению аналитического учета.
В-четвертых, потребуется применение принципа дисконтирования к отдельным объектам учета. Кроме того, в рамках новой системы повышается роль профессиональных суждений для целей определения учетной оценки объектов. НФО должны будут привлекать к оценке объектов учета специалистов других подразделений организации, кроме бухгалтерии, а также руководства и сторонних лиц (организаций).
И, наконец, в новой реальности МФО и другие игроки финансового рынка должны будут формировать новую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Можно сказать, что для некредитных финансовых организаций изменилось немного меньше, чем все.


Формально ЕПС – это новый план счетов, но основная загвоздка заключается не в номерах счетов, а в том, что и ЕПС, и ОСБУ основаны на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Компаниям для работы по новым правилам бухгалтерам придется кардинально менять все бизнес-процессы, систему управления и даже менталитет. «Технологии и бизнес» («ТиБ») - компания, которая уже 15 лет занимается бухгалтерским аутсорсингом, а также оказывает профессиональные консалтинговые услуги в области информационных технологий, технологий управления предприятием, организации бизнес-процессов и разработки прикладного программного обеспечения. При этом программные продукты «ТиБ» ориентированы на компании из различных отраслей – некредитные финансовые организации, в том числе, страховые компании, производственные предприятия, компании, осуществляющие розничную и оптовую торговлю. С учетом накопленного нами опыта по переходу на ЕПС страховщиков, мы можем обозначить ключевые проблемы, с которыми сталкиваются финансовые организации в подобный период.


Первая проблема – нехватка профессиональных кадров. Компаниям либо придется повышать квалификацию действующих сотрудников, по нашим оценкам, их порядка 20 тыс., или искать дорогостоящих бухгалтеров, которые обладают достаточными навыками и знаниями, а также рисковиков и юристов. В любом случае, затраты на персонал возрастут. Кроме того, проблемой является нехватка компетенций у руководства финансовых организаций. Зачастую именно незнание порождает неправильные и дорогостоящие управленческие решения.


Второй острый вопрос – готовое ПО для бухучета НФО по новым правилам. Некоторые решения на рынке уже есть, однако любой продукт требует доработки под конкретную компанию. НФО сложно понять, как именно целесообразно интегрировать новую систему в их деятельность, что может опять-таки повлечь неоправданные затраты.


Микрофинансовым компаниям, как и ломбардам, и потребительским кооперативам (которым еще только предстоит перейти на ЕПС с 2019 года) нужно подойти к решению вопроса комплексно. Нужен и удобный, гибкий ИТ-продукт, и обучение персонала новым правилам ведения бизнеса, и интеграция ПО во все бизнес-процессы в компании. В этой связи для многих НФО целесообразно отдать переход на ЕПС и ОСБУ на аутсорсинг, в руки специализированной компании, «заточенной» под решение подобных вопросов. В этом случае все, даже рутинные задачи переходят в общий центр обслуживания аутсорсинговой компании. На рынке работает ряд подобных игроков, и некоторые уже организовали платформы, способные закрыть весь комплекс мероприятий по переходу НФО на ЕПС.


Баннер.jpgРабота с аутсорсером довольно простая для НФО, и, очевидно, требует гораздо меньше временных и финансовых ресурсов, чем организация собственного подразделения с аналогичным функционалом и уровнем экспертизы. НФО и аутсорсинговая компания настраивают между собой защищенный канал связи, по которому передаются первичные документы. Сотрудник аутсорсинговой компании ведет бухгалтерский учет и формирует в необходимые сроки отчетность. НФО остается только подписать ее и направить в страховые фонды, налоговую инспекцию и ЦБ.


Преимуществ у аутсорсинговой модели масса. Это и сокращение затрат на персонал, причем не только бухгалтерский, но и юридический, снижение риска отзыва лицензии и получения штрафных санкций, комфортное прохождение регуляторных проверок. В конце концов у топ-менеджмента НФО технические вопросы, связанные с переходом на ЕПС и ОСБУ, не будут отнимать управленческий ресурс, которым целиком и полностью можно и нужно направить на решение стратегических задач.


Поделиться: