«ФИНОТДЕЛ»: родители на Урале и в Сибири тратят на детей-школьников в преддверии 1 сентября больше жителей других регионов

01.09.2014         1600 просмотров

Накануне 1 сентября эксперты ОАО «ФИНОТДЕЛ», лидера рынка микрофинансирования для малого и микробизнеса, проанализировали сезонный спрос на заемные средства среди предпринимателей, реализующих продукцию для школьников. Результаты продемонстрировали 7%-ное снижение числа обращений в компанию за займами по сравнению с показателями прошлого лета. Изучение структуры выданных средств отражает динамику потребительского спроса на различные категории товаров для учебы.

Сильнее всего упал спрос на займы предпринимателей, занимающихся продажей канцелярских товаров (-28%). По мнению аналитиков «ФИНОТДЕЛа», такая тенденция связана с активным развитием крупных торговых сетей, которые все больше вытесняют малый бизнес: родители предпочитают приобретать все необходимые школьные принадлежности в гипермаркетах с широким ассортиментом.

Количество заявок от представителей МСБ, реализующих учебную литературу и методические материалы для школьников, по сравнению с прошлым годом снизилось на 20%. В этом сегменте самую серьезную конкуренцию предпринимателям составляет онлайн-рынок: ведущие интернет-гипермаркеты говорят о 50%-ном росте продаж школьных товаров. Кроме того, многие школы переходят на бесплатное обеспечение учеников пособиями, что также приводит к падению продаж в небольших книжных магазинах.

Единственным направлением, где отмечено увеличение сезонного потребительского спроса, стала детская одежда. При этом в структуру сегмента заметные изменения внесло повсеместное введение школьной формы. Максимальный всплеск спроса предпринимателей на займы (+12%) зафиксирован в швейных ателье, которые рассчитывают на поступление заказов на коллективный пошив школьной формы для классов и школ. За счет заемных средств их владельцы планируют закупить материалы и фурнитуру, а также нанять дополнительный временный персонал, чтобы обеспечить повышенную загрузку предприятий. Число заявок от предприятий торговли готовой одеждой также выросло, но менее заметно – на 5%. Свою роль и здесь сыграло проникновение крупных брендов и федеральных сетей.

Специалисты отметили еще одну тенденцию рынка детских товаров: рост доли рынка товаров для школьников, которую занимают региональные интернет-магазины. По сравнению с прошлым годом количество заявок на микрозаймы по этому направлению бизнеса выросло на треть (+31%).

Согласно ожиданиям предпринимателей, больше всего денег на сборы детей в школу готовы потратить родители за Уралом и в Сибири. Проникновение крупных торговых сетей здесь ниже, поэтому малый бизнес, связанный реализацией товаров для школы, лидирует по росту объема предоставленных займов (+11% к 2013 году в СФО и +8% – в УФО). В южных регионах, где традиционно развита мелкая торговля, спрос на займы также увеличился (+4%). А вот в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах, которые характеризуются высоким проникновением крупных сетей, малый бизнес настроен менее оптимистично. Спад обращений предпринимателей за заемными средствами в этих регионах составил -14%, -10% и -7% соответственно.

«Конец лета – традиционно «высокий сезон» для предпринимателей, занятых в «школьном бизнесе», поэтому результаты проведенного исследования оказались достаточно неожиданными. Отмеченные тенденции отражают одну из главных проблем, с которыми сталкивается российский малый бизнес, – вытеснение небольших магазинов крупными торговыми сетями, конкурировать с которыми становится все сложнее. Кроме того, вероятно, в условиях не самой стабильной экономической ситуации предприниматели опасаются, что покупатели будут склонны к большей экономии, и не рискуют слишком повышать собственные товарные запасы. Вместе с тем, все еще есть ниши, где малый бизнес выигрывает за счет возможности «быть ближе» к потребителям. Яркий пример – сегмент индивидуального пошива, а также магазины «шаговой доступности», где можно сделать срочные небольшие покупки. Именно индивидуальный сервис и возможность удобного расположения в жилых районах – те преимущества небольших точек, которые будут обеспечивать развитие малой торговли», – отметил Генеральный директор ОАО «ФИНОТДЕЛ» Денис Неретин.