Рекомендации Правового комитета

Об использовании в рекламе слова «займ» вместо «заём».

 

В связи с встречающейся на практике квалификацией Федеральной антимонопольной службой РФ (далее – ФАС) использования в рекламных материалах слова «займ» (вместо «заём») как нарушения части 11 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) СРО «МиР» предлагает при формировании защитной позиции в таких случаях руководствоваться следующим.

Статья 38 Закона о рекламе устанавливает правила определения субъекта ответственности за нарушение каждого требования Закона. При этом данная статья не устанавливает ответственность за нарушение части 11 статьи 5 Закона о рекламе и не определяет субъекта ответственности за нарушение данной нормы. В соответствии с разъяснениями ФАС, изложенными в письме от 23 сентября 2020 N ДФ/82581/20 «О применении части 11 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе", возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в части нарушения только части 11 статьи 5 Закона о рекламе не предусмотрено. Данная позиция подтверждается тем, что судебная практика о привлечении к ответственности в случае, когда состав правонарушения представлен только нарушением части 11 статьи 5 Закона о рекламе, отсутствует.

Вместе с тем использование слова «займ» вместо слова «заём» действительно является нарушением части 11 статьи 5 Закона о рекламе, обязывающей при производстве, размещении и распространении рекламы соблюдать требования законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее – Закон о государственном языке) статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в установленных законодательством сферах, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации. Пункт 10 ч.1 ст.3 Закона о государственном языке определяет, что русский язык как государственный язык подлежит обязательному использованию в рекламе.

При этом в соответствии с ч.6 ст.1 Закона о государственном языке при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

В рамках полученных Законом о государственном языке полномочий Правительство Российской Федерации утвердило список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации»). В соответствии с данными словарями слово «займ» не соответствует нормам русского литературного языка. Согласно ответу ИНСТИТУТА РУССКОГО ЯЗЫКА им. В.В. Виноградова Российской академии наук, поступившему на запрос СРО «МиР», слово «займ» не соответствует нормам русского литературного языка и не может без ограничений употребляться в СМИ (с запросом СРО «МиР» и ответом Института можно ознакомиться на странице официального сайта СРО «МиР» в сети «Интернет»).

В связи с вышеизложенным рекомендуем:

1.             При оценке коммерческой целесообразности использования в рекламе слова «займ» вместо слова «заём»[1] учитывать регуляторные риски;

2.             В случае привлечения к административной ответственности за нарушение части 11 статьи 5 Закона о рекламе, выражающееся в использовании в рекламе слова «займ» как не соответствующего нормам русского литературного языка, при отсутствии иных выявленных нарушений целесообразно использовать для защиты статью 38 Закона о рекламе и Письмо ФАС РФ от 23 сентября 2020 N ДФ/82581/20 «О применении части 11 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе».

 

 




[1] Написание слова «заем» вместо «заём» допустимо в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2012 г. N ИР-829/08 "О правописании букв "е" и "ё" в официальных документах"