Рынок цессии МФО активно развивается третий год подряд – по итогам 2017 года объем долгов, выставленных на продажу, превысит 10,5 млрд рублей

11.07.2017         1689 просмотров
По итогам 1-ого полугодия 2017 года рынок цессии задолженности МФО вырос на 9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и достиг 8,9 млрд. рублей.

Стоит отметить, что, в отличие от уже сформировавшегося банковского сегмента, рынок продажи долгов микрофинансовых организаций начал активно развиваться только в 2015 году. В первую очередь, это связано с тем, что лишь в 2014 году были приняты стандарты проведения сделок по уступке прав требований в этом сегменте рынка, которые четко определили стандарты покупки и продажи.

По итогам года рынок цессии МФО в 2017 г. может достигнуть порядка 10,5 млрд. рублей, что станет рекордным показателем за всю историю продажи портфелей МФО, не смотря на общее замедление темпов роста. Напомним, что по итогам 2016 года объем рынка составил 9,9 млрд. рублей, в 2015 – 7,8 млрд. рублей, в 2014 – 3,5 млрд. рублей.

Традиционно в структуре продаваемых портфелей 10% приходится на потребительские займы, 85% - на займы до зарплаты (PDL), 5% - займы юридических лиц.

Интерес потенциальных покупателей к рынку МФО связан, в том числе с тем, что новых долгов на рынке банковской цессии уже нет на протяжении года, так как в 2015 году банки приостановили активную выдачу кредитов населению. Кроме того, учитывая жесткие требования со стороны ЦБ к резервам, ряд игроков рынка микрофинансирования впервые начали выставлять портфели на продажу.

Стоит отметить, что средний объем продаваемого долгового портфеля МФО не превышает 300-600 млн. рублей. В отличие от банков, где тендеры объявляют практически одни и те же игроки, как правило, входящие в 30 крупнейших банков страны, микрофинансовые организации по объему своего бизнеса сильно отличаются друг от друга, а, как следствие, выставляются на продажу более мелкие портфели с сильным разбросом по общей сумме: от 50 тыс. до 2,5 млн. рублей.

Положительной тенденцией, а, как следствие, некоторое увеличение цены портфеля, является уменьшение срока просроченной задолженности портфелей. Если в начале года она в среднем составляла около 240 дней, то сейчас порядка 195 дней. В свою очередь, цена на подобный портфель варьируется от 0,05% до 8%.

Характеристика портфеля МФО, выставляемого на продажу

Цена

0,05% до 8%

Срок просроченной задолженности

От 90 дней до 300 дней

Средняя сумма просроченной задолженности

От 15 тыс. до 50 тыс. в зависимости от сегмента


Важно подчеркнуть, что сравнивать рынок цессии МФО и банков нельзя в силу различия этих двух секторов.

По статистике рынок должников банков и МФО пересекается не более чем на 26%. Напомним, что на протяжении нескольких лет данный показатель не меняется, поэтому с уверенностью можно говорить о том, что рынки комплементарны и ни в коем образе не являются конкурентами.

Как показывается статистика, 40% клиентов МФО имеют испорченную кредитную историю, 8% имеют просроченную задолженность до 30 дней (однако она уже не является технической), 20% по определенным причинам (низкий доход, непостоянное место работы, отсутствие филиала банка в населенном пункте) обращаются сразу в МФО, 18% имеют положительную кредитную историю. Стоит отметить, что 14% клиентов МФО не смогли получить кредит в банке по причине отсутствия кредитной истории.

Таким образом, клиенты банков и МФО – совершенно разная аудитория. Как показывает официальная статистика, микрофинансовые организации в силу особенности бизнеса работают с менее платежеспособным населением, их средний ежемесячный доход не превышает 30-40 тыс. рублей на семью. Стоит отметить, что в период кризиса банки резко сократили количество региональных офисов – тем самым оставив существенную часть населения России без возможности оформить кредит. В свою очередь, микрофинансовые организации активно присутствуют в небольших населенных пунктах и даже в деревнях.

Говоря о региональном распределении продажи долгов МФО, то это зависит не от количества должников и общего процента дефолтных долгов в том или ином населенном пункте, а от развитости компании в части ведения бизнеса и урегулирования вопроса, связанного с просрочкой. Порядка 35% от общего объема долгов, выставленных на продажу, приходится на центральный федеральный округ.


Поделиться: