Александр Куликов, ЕЮС: «Мы помогаем кредитору видеть дальнейшую жизнь заёмщика»

21.05.2019         1901 просмотр

Куликов_А_ЕЮС.jpgВ условиях постоянно ужесточающегося регулирования микрофинансового рынка, в том числе снижения предельно допустимых значений дневной процентной ставки и «иксов» (совокупного размера обязательств заемщика перед МФО), а также сокращения маржинальности бизнеса, все больше микрофинансовых организаций запускают комиссионные продукты. Об уровне готовности компаний дополнять «пакеты» правовыми услугами, а также возможностях, которые такое дополнение открывает, мы побеседовали с Александром Куликовым, руководителем коммерческого отдела Европейской Юридической Службы.  


- Как вы выходили на микрофинансовый рынок? С каких продуктов начали?

- Впервые мы задумались о сотрудничестве с МФО в 2015 году. Наш бизнес во многом развивается параллельно со страховым, и именно тогда  мы заметили, что микрофинансисты достаточно успешно начинают продавать услуги коллег. Первыми, кто в нас поверил, стали ООО «МКК УК ДС ЮГ», и в 2016 году мы с ними запустили «пилотный» проект, в рамках которого протестировали три «пакета» услуг.  Несмотря на то, что спрос на продукты со стороны заемщиков был, мы поняли, что сделали их достаточно дорогими для сегмента. Поэтому через 3-4 месяца мы приостановили проект для смены тарификации и адаптации предложений именно под клиентов МФО.


- МФО в этой схеме сотрудничества выступает агентом?

- Да. По аналогии с bank insurance. Это «коробочные продукты», которые предназначены клиентам МФО, которые приходят взять или погасить заем.


- Есть у вас предложения для инвесторов, и есть ли для вас разница, является клиент заемщиком или инвестором МФО?

- Кардинальной разницы нет, т.к. в первую очередь он – физлицо. Вместе с тем, мы понимаем, что это разные сегменты клиентов. У нас есть идеи по поводу специальных продуктов для инвесторов. Сейчас мы «пилотируем» такой проект с несколькими партнерами – банками. В дальнейшем будем готовы предложить его МФО. Сразу хочу пояснить, что данное предложение не будет включать в себя рекомендации клиенту по вопросу вложения денег. Это - не наша прерогатива.


- А не будет ли конфликта интересов? Например, МФК исключена из реестра и инвестор обращается к вам с вопросом возврата средств. Как тогда?

- Мы окажем консультационную услугу, если компания вышла из реестра, но исключительно в части вопросов,  куда обратиться с заявлением, как его оформить и т.д. Но пообещать вернуть деньги, – такого мы не делаем и не планируем. Мы, кстати, наоборот, всегда советуем инвесторам при таких обращениях не впадать в панику и не тратить деньги на юристов «с улицы», не верить их обещаниям вернуть средства и терять таким образом еще больше. Недавно мы на несколько дней открывали горячую линию для инвесторов одной крупной компании, исключенной из реестра, с целью снятия паники. Для нас возможный уход крупных игроков-партнеров - это тоже репутационные риски.


- А как быть с заемщиками?

- По своей статистике обращений мы видим, что у клиентов не возникает к нам вопросов  «как не платить по заему?» или «как не вернуть заем?». Они обращаются  к нам со своими бытовыми вопросами. И потом, повторюсь, мы как т.н. «раздолжнители» не работаем.


- А есть ли у вас продукты для самих МФО?

- Мы сейчас разрабатываем их с нашим партнером – НАУМИР. Я думаю, попробуем до конца года их реализовать и предложить рынку.


- Зачем МФО вообще стали смотреть в сторону «коробочных» предложений? Дело в комиссионном доходе?

- Не только. Я бы сказал, что мы помогаем МФО не только зарабатывать, но и видеть определенный жизненный цикл клиента. Что это значит? Продав, например, ту же самую страховку, кредитор в большей степени «закрывает» собственные риски.  Продавая наш продукт, он дает клиенту сервис, которым тот пользуется на протяжении определенного срока. Мы предоставляем статистику по обращениям, позволяющую понять, на что действительно взяты средства (например, у кого-то проблемы с наследством, кому-то нужно купить ребенку лекарства), зафиксировать момент возникновения сложностей в жизни клиента (когда можно предложить реструктуризацию, чтобы клиент остался лоялен к кредитору) и так далее.

В принципе, на сегодняшний день мы видим пока еще небольшое, но стабильное количество пролонгаций договоров займа, заключенных с клиентами, которым мы помогли справиться с правовыми вопросами.


- В банковском секторе волна ввода «коробочных» продуктов началась еще в 2014-2015 году. На сколько микрофинансовый рынок готов подхватить эту тендецию, насколько охотно они формируют такие предложения?

- Ели говорить про крупнейшие МФО, все они используют те или иные комиссионные решения: страхование имущества и\или жизни, юридические консультации, телемедицину. Менее крупные игроки постепенно тоже к этому приходят. Во многом это обуславливается и тем, что МФО стали внимательнее, лояльнее относиться к клиентам, готовы расширять сервисные наполняющие. Есть компании, которые уже формируют комбо-продукты, состоящие, например, из страхования и юридических консультаций или страхования и телемедицины. Зачем? Это снижает риск негатива со стороны клиента. Плюс, опять-таки, для отслеживания его «жизненного цикла».  Думаю, через какое-то время, ввиду изменяющегося регулирования, к поиску оптимальных путей увеличения маржинальности придут и небольшие компании.

 

- Раз уж мы заговорили про регулирование. В силу последних изменений многие эксперты прогнозируют снижение количества МФО с госреере вплоть до 35%. Вас не пугает такое сокращение потенциальных партнеров?

- Банковский сектор тоже был не очень стабилен вплоть до последнего времени: была масса регуляторных новаций, многие наши партнеры ушли. То же самое происходит с рынком МФО, который, к слову, все еще достаточно молод. Он формируется. Кто-то уйдет,  кто-то другой станет крупнее. Мы понимаем, что регулятор делает все не просто так и стремится к стабильности рынка как для инвесторов, так и для заемщиков. И мы стараемся не обращать внимания на негативный фон в СМИ. Мы верим в перспективы роста микрофинансового рынка.

 

 __

Справка о компании


Лого_ЕЮС.png 

Европейская Юридическая Служба была создана в 2007 году и стала первым игроком на рынке, оказывающим дистанционные юридические услуги по всем видам права. ЕЮС обладает значительным кадровым потенциалом юристов, практикующих в различных отраслях права. Услуги Компании доступны 24/7/365 и могут оказываться по различным каналам связи: телефон, e-mail, онлайн чат, звонок через личный кабинет.

 

За 12 лет работы Компании было оказано более 4 миллионов юридических консультаций. Совокупная база клиентов компании составляет более 2 130 000 физических лиц и более 150 000  юридических лиц. На сегодняшний день Компания ведет свой бизнес в 7 странах — Россия, Грузия, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Армения, Польша. В ближайшей перспективе Компания планирует расширить свое присутствие в СНГ, а также в Восточной, Западной Европе и в странах Азии.

 

В сентябре 2018 года ЕЮС выбрана лучшей юридической компанией в сфере автоматизации юридической деятельности в России, получив награду «LEGALTECH LEADER – 2018», став ранее обладателем федеральной премии «Права потребителей и качество обслуживания». В декабре 2018 года лидер рынка дистанционных юридических услуг - ЕЮС стал победителем национального рейтинга «Право.ru-300» в номинации «Научно-просветительская деятельность». В рамках награждения лидеров страхового рынка 2018 года и его партнеров, участники страхового сообщества отметили наградой ведущую компанию на рынке круглосуточной дистанционной юридической поддержки - Европейскую Юридическую Службу, которая создала «Лучший комиссионный продукт 2018 по мнению страховых компаний». На XIII церемонии вручения премии «Финансовая Элита России», ЕЮС одержала первенство в номинации “Комиссионный продукт года” по мнению банков. По итогам 2018 года ведущая LegalTech компания России – Европейская Юридическая Служба стала обладателем ежегодной премии "Время инноваций 2018" в категории «Юридические компании». Европейская Юридическая Служба занимает лидирующие позиции независимого рейтинга ПРАВО.RU среди юридических компаний на территории России (2-е место среди юридических компаний по количеству юристов). Лауреат премии «Knowledge Ready Organization»  в области управления знаниями, признана самой клиентоориентированной компанией по версии премии Права Потребителей. В марте 2017 года Европейская Юридическая Служба стала лауреатом в номинации «Правовая поддержка болельщиков сборной команды России на EURO2016» на четвертой ежегодной национальной премии «Спорт и Россия 2017». Является первой юридической компанией-партнером Ассоциации Юристов России. Проект «Стадион Наш Общий Дом» реализованный совместно с Российской Премьер-Лигой (ранее РФПЛ) признан лучшим социальным проектом в России. ЕЮС удостоена награды РПЛ (ранее РФПЛ) за «Большой вклад в развитие отечественного футбола». Пятикратный обладатель премии Superjob.ru среди работающих компаний-работодателей, «Привлекательный работодатель — 2014, 2015, 2016, 2017, 2018». Призер премии «Финансовая сфера 2017». В апреле 2018 года Мультиязычный центр поддержки болельщиков ЕЮС стал победителем Национальной премии "Спорт и Россия". А в мае 2018 года Всероссийский правовой диктант ЕЮС стал победителем «Лучших социальных проектов России».

 

Среди партнеров компании: Российский Футбольный Союз, Российская Премьер-Лига, Российская Шахматная Федерация, Национальная студенческая футбольная лига, ФК Спартак Москва, ХК Спартак Москва, ФК Зенит Санкт-Петербург, ПФК Кристалл Санкт-Петербург, ПАО «Сбербанк», ПАО «Почта Банк», а также другие крупнейшие российские банки, страховые компании и организации.


Поделиться: