Э.Мехтиев: почему не надо защищать права «заемщиков»?

4 марта 2020         978 просмотров

Председатель Совета СРО «МиР» призвал участников финансового рынка и представителей организаций защиты прав потребителей не делить потребителей финансовых услуг на «виды» и перейти от выработки рекомендаций по улучшению отдельных элементов регулирования и надзора к созданию единой среды и системы защиты всех получателей финансовых услуг, что пойдет на пользу, в конечном счете, не только клиентам, но и добросовестным «поставщикам» финансовых услуг.

Э.Мехтиев, председатель Совета СРО «МиР», выступил 28 февраля 2020г. на круглом столе «Права потребителей финансовых услуг: как защищать права заёмщиков?», организованном рабочей группой «Права потребителей» Общероссийского гражданского форума.

На круглом столе Председателем правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Д.Яниным были представлены результаты подготовленного в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации» мониторинга «Состояние защиты прав и интересов потребителей на рынке кредитных услуг в России».

После обсуждения доклада Э.Мехтиев подчеркнул, что формирование эффективной защиты прав получателей финансовых услуг должно не только предусматривать общие требования к защите прав потребителей, но и учитывать специфику финансовых услуг. Разделение вопросов защиты прав получателей финансовых услуг по видам деятельности, связанной с предоставлением финансовых услуг и специфики самих финансовых услуг, не позволяет предусмотреть и реализовать единый подход к данным вопросам с учетом интересов всех получателей финансовых услуг. И поэтому краеугольным камнем должно стать принятие специального закона о защите прав получателей финансовых услуг, в котором были бы отражены не только общие требования, обеспечивающие соблюдение прав получателей финансовых услуг, но и нормы и порядок осуществления надзора в этой сфере.

«Что должно быть в законе? Первое - это определение поведенческого надзора, методов и «границ» такого надзора в сфере защиты прав получателей финансовых услуг (в т.ч. должно быть, наконец-то, дано четкое определение понятию «недобросовестных», вводящих в заблуждение и эксплуатирующих финансовую неграмотность действий и практик). При этом надзор должен быть максимально «полным» и на протяжении всего «жизненного цикла» оказания этой самой услуги, т.е. осуществляться с учетом всех действий при предоставления финансовых услуг их получателям (от маркетинга и продвижения до сбора просроченной задолженности и хранения информации о «потреблении» финансовых услуг). Во-вторых, и это особенно важно, надзор обязан быть риск-ориентированным. А потому должна быть закреплена обязательность рассмотрения надзорным органом заявлений получателей финансовых услуг при их первом обращении только в случае угроз жизни, здоровью, чести и достоинству, имуществу, а во всех остальных случаях осуществление контрольно-надзорных действий должно происходить только при наличии неурегулированных споров на основании повторных обращений. В-третьих, поведенческий надзор должен также иметь и превентивный характер, что лучше всего достигается через «публичность» любых обращений получателей финансовых услуг»,- комментирует предложение Э.Мехтиев.

Председатель Совета СРО «МиР» также отметил, что закон должен зафиксировать роль и место развития финансовой грамотности для предотвращения нарушения прав получателей финансовых услуг и определить механизмы использования денежных средств, выплаченных «поставщиками» финансовых услуг при наложении на них мер ответственности, на развитие финансовой грамотности, так как «было бы логично, чтобы штрафы за действия и практики поставщиков услуг, которые основаны на эксплуатации низкого уровня финансовой грамотности, шли именно на развитие той самой финансовой грамотности».