Finversia:1% банковских заёмщиков мигрировали в МФО

29.03.2021         181 просмотр

На конференции «МФО-Форум 2021» говорили о том, как индустрия пережила кризис 2020 года, о массовом переходе к выдаче займов онлайн и проблемах, которые сопутствуют данному процессу.

Единая стратегия развития рынка


Осман Кабалоев, начальник отдела регулирования банковской деятельности Департамента финансовой политики Минфина, рассказал о том, что в стратегическом документе по развитию финансового рынка микрофинансированию выделен отдельный блок:

 
– Раньше единая политика по развитию финансового рынка отсутствовала, но теперь мы разрабатываем данный стратегический документ. Наша задача – определить текущее состояние рынка, сформулировать долгосрочные цели до 2030 года и определить инструменты для их достижения. Мы уже провели первую стратегическую сессию, определили несколько прорывных направлений.
По его словам, институт СРО в микрофинансировании работает продуктивно:
– Тут мы не видим пока проблем.

 
Елена Стратьева, директор СРО «МиР» и модератор первой сессии, пояснила, что в стратегическом документе необходимо описать, как микрофинансирование может оказывать воздействие на экономику в целом.

 
О снижении регуляторной нагрузки – так называемой регуляторной гильотины – говорила Екатерина Голуб, координатор проекта «Международный финансовый центр» Аналитического Центра «Форум»:
– Есть надежда, что нам сообща удастся снять ненужные барьеры и сделать индустрию более эффективной. Чтобы издержки на соблюдение законодательства у МФО не были на первом месте.
Она призвала компании через СРО подавать свои предложения.
16,1% россиян имеют займы в МФО

Елена Грищенкова, руководитель группы по развитию БКИ Эквифакс, посвятила свой доклад статистическим итогам 2020 года для индустрии.
Доля клиентов, имеющих займы в МФО на начало 2021 года увеличилась до 16,1% по сравнению с 14,9% на начало 2020 года.
– Несмотря на то, что прошлой весной случился сильный обвал, потом, в течение 6 месяцев, объём выдач восстановился и даже показал новые максимумы. Это свидетельствует о том, что продукт, который предлагают МФО, нужен и востребован среди населения.

По данным БКИ Эквифакс, в прошлом году из-за кризиса более 1% банковских клиентов перетекло в МФО.
– Это довольно много. Причина заключается в ужесточении кредитной политики банков, – прокомментировала феномен Елена Грищенкова. 
– Индекс растёт, что говорит о том, что МФО правильно оценивают нагрузку заёмщика, своевременно занимаются реструктуризацией займов. Качество портфеля МФО улучшается, закредитованности мы не видим.
В Эквифаксе прогнозируют дальнейший рост рынка в этом году, особенно в онлайн-сегменте.
Всплеск жалоб на навязанные услуги

Сергей Баландин, начальник отдела надзора за СРО Управления надзора за микрофинансовым рынком Департамента микрофинансового рынка Банка России, рассказал о развитии института СРО, о снижении регуляторной нагрузки, исключении дублирования проверок. Эксперт отметил рост качества мероприятий, проводимых СРО.

Сергей Колганов, начальник Управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Службы по защите прав и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, остановился на динамике жалоб на МФО:

– В начале 2020 года мы отмечали снижение количества жалоб. В марте-апреле начались ограничения в связи с пандемией, и мы зафиксировали резкий рост жалоб – по погашению задолженности.
По его данным, треть всех жалоб связаны со взысканием задолженности. Вместе с тем, произошёл резкий рост жалоб на навязанные услуги: с 2% до 9%.
За прошлый год регулятор исключил из реестра 25 МФО.
Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, сообщил о негативной тенденции начала 2021 года:

– Количество жалоб выросло на 22% в январе-феврале. Наиболее сильный рост отмечен в сегменте «навязанных услуг».
Цифровизация необратима
Модератором сессии «Цифровизация рынка МФО» выступил Эльман Мехтиев, председатель Совета СРО «МиР».
По мнению Лилии Беляевой, экономического советника Управления надзора за микрофинансовым рынком Департамента микрофинансового рынка Банка России, цифровизация индустрии неизбежна. её темпы будут нарастать.

– Это связано с самим бизнесом, ведь цифровизация означает сокращение издержек, повышается скорость оказания услуг. Потребитель хочет быстро, удобно и без особых временных затрат.
По данным эксперта, в последнем квартале прошлого года ещё 50 МФО добавили в свои линейки онлайн-канал выдачи займов. Всего в настоящее время выдают онлайн-займы 180 МФО.
Лилия Беляева призвала МФО активнее подключаться к сервисам цифрового профиля гражданина.

– По нашим данным, далеко не все компании понимают, что они могут получить при интеграции к цифровому профилю и какие выгоды для бизнеса это сулит.
Екатерина Загитова, директор по развитию бизнеса и стратегическому планированию ГК Eqvanta, заметила, что сервис СМЭВ «регулярно падает», что снижает эффективность при его использовании.

Источник: Finversia