Елена Стратьева: «Мы работаем в усиленном режиме в целях поддержки бизнеса»

10.03.2022         736 просмотров

О положении на микрофинансовом рынке мы беседуем с главой СРО «МиР» Еленой Стратьевой.

— В 2021 году экономическая ситуация в стране была достаточно сложной. Каким оказался год для Вашей саморегулируемой организации и отрасли в целом?

— Безусловно, еще в начале 2021 года стало понятно, что процессы и изменения, вызванные пандемией коронавируса с нами надолго. Однако в целом ситуация в российской экономике еще в начале 2021 года стабилизовалась. Безусловно, сохранялась присущая любым кризисным явлениям волатильность, но общая картина была гораздо более прозрачной и предсказуемой, чем в 2020 году. Если говорить в целом, то, с одной стороны, уже к середине года восстановился уровень потребительского спроса на товары и услуги в большинстве отраслей, а вслед за ним укрепился спрос на финансовые продукты. С другой, пандемия научила людей рациональнее подходить к личному капиталу и использованию финансовых инструментов. Это, пожалуй, одна из самых важных и основополагающих тенденций, которую отметили все участники финансового рынка.

Что касается именно микрофинансирования, прошедший год ознаменован продолжающимся ростом рынка. Так, увеличение совокупного портфеля действующих микрозаймов произошел в первую очередь за счет стремительного развития сегмента онлайн-займов физлицам, а также смещения фокуса внимания многих крупных кредиторов в сторону более долгосрочных продуктов. Иными словами, как и во многих иных отраслях, главными бенефициарами происходящих вокруг процессов стали компании, которые готовы и могут позволить себе работать с клиентами дистанционно.

Рост любого сегмента кредитного рынка всегда сопряжен с рядом рисков. Поэтому для СРО «МиР» приоритетными были и оставались в 2021 году обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и поддержка добросовестных компаний – работа над тем, чтобы они имели дополнительные инструменты и возможности, помогающие им конкурировать и опережать тех игроков, которые в своей деятельности используют недобросовестные практики.

— Какими были приоритетные направления работы СРО «МиР» в этот период?

— На самом деле с нашей с вами последней встречи ничего не изменилось кардинально: в любой ситуации СРО МФО должна соблюдать баланс и обеспечивать выполнение задач по всем ключевым направлениям своей деятельности: контроль и надзор за деятельностью кредиторов, их обучение и информирование, распространение лучших практик, защита и просвещение потребителей финансовых услуг, формирование регуляторного поля.

Из нового можно выделить принятие «Стратегии действий, направленных на развитие членов Союза 2021-2024 гг.». Это первый документ планирования такого формата на микрофинансовом рынке, созданный в итоге обсуждений и экспертных интервью с его участниками, содержащий в т.ч. четкие показатели деятельности компаний, которых мы хотим достичь до конца 2024 г. Как это принято говорить? «У нас есть план и мы будем его придерживаться».

Зачем нам это? Зрелость рынка измеряется множеством критериев, одним из которых является саморегулирование. Не существование СРО или её операционное устройство, как таковые, а «сущностная составляющая». Cаморегулирование становится нужным профессиональному сообществу не когда оно есть в силу закона, который определяет обязанности, а когда у компаний появляется чёткое понимание того, куда они хотят двигаться сообща и что им нужно для достижения общих целей. Переводя на управленческий язык, критерий саморегулирования — утвердительный ответ на вопрос, есть ли у рынка стратегия развития. А эффективной она может быть только тогда, когда написана с позиции самих компаний: «Мы хотим идти в этом направлении. Нам для этого нужны изменения в восприятии МФО, изменения в регулирования и доступе к технологиям. И вот, что, мы считаем, можно и нужно сделать».

— С какими вопросами чаще всего обращаются члены объединения? Удаётся ли решить проблемы участников СРО?

— Вопросов много и они самые разные — от рекомендаций b2b-сервисов до разъяснений норм регулирования. Здесь тоже традиционно ничего не меняется. Самыми распространенными были вопросы, касающиеся соблюдения правил ведения и сдачи на проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности. Это было ожидаемо, поскольку на нашем рынке в прошлом году произошли значительные изменения порядка контроля за ней.

— Расскажите, пожалуйста, о планах работы СРО «МиР» в этом году?

— В первую очередь, делать свою работу с фокусом на проекты, направленные на реализацию Стратегии, о которой я говорила ранее. Если бы вы спросили меня еще несколько недель назад, я бы, не задумываясь, ответила про дальнейшее плановое усовершенствование контрольно-надзорного блока, работу с поставщиками автоматизированных сервисов и решений — для получения нашими членами лучших предложений и так далее. Однако, безусловно, процессы, происходящие сегодня, не могут не отражаться не только на макроэкономической ситуации, но и на отдельных сегментах финансового рынка, в том числе микрофинансовом. Они в принципе не могут не отражаться на каждом из нас. Поэтому да, с одной стороны наши задачи и планы на год не изменились, но сейчас мы ежедневно корректируем приоритеты в работе для поддержания стабильности в нашем сегменте.

Сейчас мы, как и многие, работаем в усиленном режиме, подключая все имеющиеся у нас ресурсы по максимуму для получения информации, разъяснений, формирования и направления в государственные органы предложений, направленных на поддержку бизнеса. Иными словами, ключевыми задачами для нас сейчас по понятным причинам являются постоянная связь с компаниями, входящими в наше объединение, и принятие мер как для сохранения их стабильной деятельности, так и защиты их потребителей. На сегодняшний день, уже много принято или находится в работе (информация о мерах обновляется на специально открытой на нашем сайте странице практически ежедневно: https://npmir.ru/oper-info/), но не меньше еще предстоит сделать.

Финансовые рынки одними из первых реагируют на любые значительные изменения. При этом рынок заемных средств может ощущать на себе как временный рост, так и временное снижение потребительского спроса. Такие процессы не просто слабопредсказуемы, но и несут в себе риски — как для самих кредиторов, так и для потребителей их услуг. И, разумеется, огромный блок работы СРО сейчас направлен на защиту интересов клиентов МФО. Так, например, идет активное формирование соответствующих мер со стороны рабочей группы по обращениям потребителей (чтобы улавливать малейшие изменения тенденций и купировать риски нарушения прав заемщиков), разрабатываются специальные рекомендации кредиторам, например, по реструктуризации задолженности.

Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru






Поделиться: