Стандарт по взысканию задолженности: новая боль МФО?

16 июля 2019         1446 просмотров
СРО «МиР» разработала стандарт взыскания просроченной задолженности в сфере микрофинансирования. ЦБ данная инициатива понравилась. С июля документ вступает в силу. Что участники рынка думают об этом стандарте и поможет ли он сделать процесс работы с должниками более цивилизованным, выяснил Zaim.com. 


КРАТКО О СТАНДАРТЕ 

В настоящее время микрофинансовые организации в ходе работы с просроченной задолженностью должны руководствоваться Федеральным законом № 230-ФЗ.

 «Несмотря на наличие профильного закона по взысканию, он недостаточно глубоко уточняет некоторые отдельные моменты. Поэтому может возникать ситуация, когда, несмотря на формальное соблюдение требований законодательства, должники некоторых МФО сталкиваются с неуважительным общением и психологическим давлением. А некоторые небольшие компании, работающие на грани рентабельности, могут вообще не соблюдать нормы закона», – отметил Роман Макаров, генеральный директор МФК «Займер». 

Поэтому как дополнение к существующему закону был разработан стандарт, который в том числе предписывает следующее: 

МФО имеет право взаимодействовать по вопросам задолженности только с теми третьими лицами, которых заемщик указал как возможных участников этого процесса; 

если третье лицо высказывает свое нежелание контактировать с МФО по вопросам задолженности заемщика (в том числе и в устной форме), компания обязана прекратить взаимодействие и больше не беспокоить его (третье лицо); 

при общении с должником или с третьим лицом работник МФО должен представиться и четко сообщить, какую компанию он представляет; 

если МФО передает портфель просроченной задолженности другой компании, то в договоре должен быть указан пункт, согласно которому эта компания также обязана соблюдать стандарт.

По мнению Виктора Жидкова, председателя правления VestaBank, практика использования стандартов, которые подтверждены регулятором и приняты общественностью, является нормой. «Только стандарты помогут гибко отделить плохие практики от хороших, учитывающих интересы всех сторон: граждан, коллекторов, финансовых институтов, государства. В связи с этим я поддерживаю разработку стандарта», – добавил эксперт. 

Подчеркнем, что обязательным данный стандарт является для членов СРО «МиР», однако участникам рынка необходимо учитывать, что Банк России поддержал его и предложил «обратить внимание на этот документ и другим саморегулируемым организациям». 

«Другие СРО МФО в подготовке документа и его обсуждении с Банком России не участвовали. Однако сам документ им направлялся, – заметила Елена Стратьева, директор СРО «МиР». – В разработке проекта внутреннего стандарта участвовали отдельные уполномоченные представители рынка – документ подготавливался аппаратом СРО «МиР» совместно с правовым комитетом СРО «МиР», состоящим из сотрудников самих МФО». 

СТАНДАРТ ДОБАВИТ ХЛОПОТ МФО 

Эксперты отмечают, что стандарт заставит МФО еще раз пересмотреть внутренние процессы и в который раз направить значительную часть рабочего времени сотрудников на работу с документацией: обновление договоров с контрагентами, составление дополнительных соглашений. Также компаниям придется доработать свои внутренние процедуры, прописать базовые алгоритмы и шаблоны взаимодействия с должниками, если их не было ранее, нанять внутреннего аудитора, который будет контролировать систему взыскания. Предполагается, что это будет стимулировать МФО более взвешенно подходить к оценке риска, а не полагаться слишком сильно на возможности службы взыскания. Особенно это касается небольших компаний. В конечном итоге главное ожидание от этого стандарта – снижение количества жалоб, связанных с микрофинансированием. 


НУЖЕН КОНТРОЛЬ 

Участники рынка в целом поддерживают внедрение стандарта, однако замечают: главное, чтобы документ получился рабочим, а не стал некой формальностью, которую невозможно применить на практике. 

Поэтому следующим логичным шагом должен стать качественный контроль за выполнением этих стандартов не только добросовестными МФО, которые входят в госреестр и являются членами СРО, но и остальными организациями, которые причастны к выдаче заемных средств, полагает Андрей Петков, генеральный директор МФК «Честное слово». «Иначе получится, что снова усиливается нагрузка на операционную деятельность легальных компаний, в то время как у нелегальных развязаны руки», – добавил эксперт. 

В СРО «МиР» нам рассказали, что за нарушение правил, указанных в стандарте, предусмотрено такое же наказание, как и за нарушение любого другого внутреннего или базового стандарта: предписание об устранении нарушений(-ия), штраф, исключение из объединения. Кроме того, в самом документе прописано, что нарушители будут обязаны компенсировать ущерб от своих действий. 

СКЕПТИЦИЗМ 

Существуют и скептические мнения по поводу вводимого стандарта. «Важно понимать, что он – «указ» лишь для членов одной СРО, пусть и наиболее крупной. Следовательно, покрытие его действия не распространяется как минимум на 1400 организаций, что отчасти снижает его эффективность. Но при этом нельзя не умалять его возможностей», – заметил Юрий Кудряков, генеральный директор финансового маркета «Юником24». Андрей Котов, владелец МФК «Кредит 911», не видит смысла в отдельном стандарте для МФО. «Ведь банки имеют гораздо больший портфель просроченных займов, суммы долга у них гораздо выше, и, следовательно, банковские должники страдают гораздо больше, чем должники МФО, которые берут по 5-10 тыс. рублей и чаще не платят «из принципа», чем по объективным причинам», – заметил микрофинансист. 

СТАНДАРТ МОЖЕТ РАЗВЯЗАТЬ РУКИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫМ ЗАЕМЩИКАМ 

Некоторые микрофинансисты уверены, что при таком мягком подходе к взысканию задолженности вероятность «уговорить» горе-заемщика исполнять взятые на себя обязательства сводится к нулю. Поэтому возможны три варианта развития событий. Финансовые организации будут либо обходить стандарт, либо ужесточать скоринг, либо перекладывать риски на добросовестных заемщиков, либо закладывать риск в ставку и повышать ее. 

«В отношении самых злостных должников у взыскателей не должно быть ограничений по схеме общения и по звонкам в частности, что никак не противоречит букве закона. Иначе у недобросовестных граждан будет возможность набрать заемные средства, не возвращать их и не обращать внимания на взыскание», – считает Виктор Вахтин, руководитель отдела взыскания P2B-платформы Penenza.ru. 

Zaim.com надеется, что введение стандарта позволит сократить количество историй, связанных с «выбиванием» долгов из заемщиков МФО. 

Маргарита ГВОЗДЕВА
Источник: Zaim.com