Ключевые показатели деятельности МФО, входящих в СРО «МиР»: Итоги II квартала 2021г.

25.08.2021         549 просмотров
5321.png

Саморегулируемая организация «Микрофинансирование и развитие» продолжает публиковать консолидированные данные по ключевым показателям деятельности микрофинансовых организаций - членов объединения, полученные на основе информации, представленной в отчетности компаний[1].

Первое полугодие 2021 года ознаменовано продолжением заметного оживления на всем российском кредитном рынке, в т.ч. в сегменте микрофинансирования.  Несмотря на сохраняющееся значительное ужесточение требований к потенциальным заемщикам (по оценке СРО «МиР», доля одобрений по-прежнему остаётся на 10-12 п.п. ниже, чем до пандемии)[2] объем квартальных выдач и совокупный объем действующих на конец отчетного периода микрозаймов продолжает расти.

Примечательно, что уже несколько месяцев часть крупнейших игроков заявляет о том, что перестроили или  настраивают свои бизнес-процессы таким образом, чтобы сохранить скоринг на текущем уровне и после окончания коронакризиса. Позволяет им это сделать увеличение доли качественных входящих заявок на микрозаймы:

Совокупный портфель действующих займов МФО – членов СРО «МиР» во втором квартале продолжил расти, составив на конец июня 215,65 млрд рублей (+7% в сравнении с концом марта 2021г. (за квартал) и +35,6% в сравнении с концом июня 2020г. (за год)). Столь резкая динамика за год также обусловлена тем, что во втором квартале 2020г. показатель впервые (и на сегодняшний день единственный раз) с 2015г.[3] показал отрицательную динамику, что было связано со стремительным развитием ситуации с пандемией, введением локдауна в большинстве регионов РФ и др.

Рис.1[4]: Совокупный портфель действующих займов МФО – членов СРО «МиР» (в млрд руб.):

2q21.png

Совокупный портфель действующих на конец второго квартала 2021г. займов, выданных членами СРО «МиР» физлицам offline, составил 117,9 млрд рублей (против 98,1 млрд рублей на конец второго квартала 2020г. и 115,4 млрд рублей на конец первого квартала 2021г.), выданных физлицам online – 70,2 млрд рублей (против 42 млрд руб. на конец второго квартала 2020г. и 60 млрд руб. на конец первого квартала 2021г.). Таким образом, квартальная динамика прироста в online-сегменте остается значительно выше, чем в offline-сегменте. Это обусловлено как развитием технологий оценки потенциальных заемщиков и выдач, так и выходом на рынок дистанционных займов новых игроков, ранее специализировавшихся на offline-займах, а теперь развивающих гибридные бизнес-модели.

Совокупный объем микрозаймов, выданных субъектам МСП, составил 27,6 млрд рублей, увеличившись за квартал (с конца марта 2021г.) на 5%, за год (с конца июня 2020г.) на  46%, а за два года (с конца июня 2019г.) – на 75%. Основная часть портфеля по-прежнему обеспечена микрозаймами МФО с государственным участием (т.н. региональными фондами поддержки предпринимательства, в числе учредителей которых есть органы власти).

Количество договоров, заключенных за квартал:

2Q2020

1Q2021

2Q2021

Заключенные с физлицами offline

1,1 млн ед.[5]

1,7 млн ед.

1,6 млн ед.

Заключенные с физлицами online

3,4 млн ед.

5,3 млн ед.

6,3 млн ед.

Заключенные с субъектами МСП

2,9 тыс. ед.

3,4 тыс. ед.

3,6 тыс. ед.

Общее количество договоров микрозайма, действующих на конец квартала:

2Q2020

1Q2021

2Q2021

Заключенные с физлицами offline

4,6 млн ед.

4,9 млн ед.

5,1 млн ед.

Заключенные с физлицами online

5,1 млн ед.

6,4 млн ед.

7,3 млн ед.

Заключенные с субъектами МСП

20,2 тыс. ед.

24,9 тыс. ед.

25,8 тыс. ед.

Количество действующих заемщиков на конец квартала:

2Q2020

1Q2021

2Q2021

Физлица (offline-займы)

4,2 млн человек

4,6 млн человек

4,8 млн человек

Физлица (online-займы)

4,8 млн человек

6,0 млн человек

7,1 млн человек

Субъекты МСП

17 тыс. субъектов

19,6 тыс. субъектов

20,4 тыс. субъектов

Таким образом, динамика показателей по online-займам предсказуемо выше, чем по offline-займам.

 «На наш взгляд, это - следствие не только роста популярности дистанционных займов у заемщиков 18-45 лет, но и перехода online-каналов у ряда крупных игроков с пилотного на полномасштабные режимы работы. Так, в прошлом году пандемия простимулировала развитие дистанционных каналов даже у тех игроков, кто не работал с этим инструментом ранее. После разработки бизнес-моделей, построения всех необходимых процессов, именно в начале этого года ряд компаний полноценно запустили такие сервисы», - отмечает Елена Стратьева, директор СРО «МиР».



[1] Данные обзора базируются на данных отчетности 384 МФО (МФК и МКК), которые являлись действующими членами СРО «МиР» по состоянию на 15 августа  2021г. включительно.

[2] Несмотря на то, что в первые месяцы (март-апрель 2020г.) заметного всплеска заявок на микрозаймы по всему рынку мы не фиксировалось, большинство топ-100 МФО превентивно ужесточили требования к потенциальным заемщикам и снизили уровень одобрения на 8-10 п.п. К июню 2020г. уже на фоне роста количества заявок он сократился ещё на 2-3 п.п. Во второй половине 2020г. компании то и дело тестировали смягчение своих политик по оценке рисков, однако ввиду постоянно изменяющейся ситуации с пандемией и ее макроэкономическими последствиями, большинство вернулись к ужесточениям. Разумеется, не все компании могу позволить себе долго придерживаться сдерживающей политики, и уровень одобрений, а также дефолтности у крупных игроков и небольших МКК будет отличаться.

[3] В 2015г. информация о совокупных ключевых показателях деятельности МФО в России стала впервые публиковаться в открытом доступе.

[4] Здесь (Рис.1) и далее – млрд рублей, если не указано иное.

[5] Такой показатель связан с локдауном, введенным в указанный период во многих регионах РФ.


***************

СРО «МиР» образована ведущими компаниями микрофинансового рынка в 2013 году. Является крупнейшей СРО МФО на финансовом рынке по совокупному объему действующих займов участников: его доля составляет порядка 75-76% от общего портфеля всех российских МФО. Основная миссия организации – содействовать развитию цивилизованного рынка микрофинансирования в РФ с целью повышения доступности финансовых услуг и защиты прав их потребителей.


Контакты для СМИ:

Виктория Побединская: моб.: +7 (926) 523-05-76, pvn@npmir.ru;

Лейла Масалимова: моб.: +7 (967) 053-95-25, masalimova@npmir.ru