Аналитика по рынку микрофинансирования за 1 квартал 2025 года
Совокупный портфель
Темпы прироста портфеля микрозаймов с учетом всех видов МФО в 1 квартале 2025 года по сравнению с предыдущим кварталом составили 6,1% против 13% кварталом ранее.
Из них банковские МФО, включая те из них, которые аффилированы с маркетплейсами, показали прирост в 11% и достигли в объемном выражении 228,9 млрд рублей. Портфель иных МФО (включая некоммерческие МФО) в свою очередь показал прирост в минимальные за последние периоды 1,5% Более низкий уровень прироста был зафиксирован лишь по итогам 3 квартала прошлого года – тогда рост был на уровне лишь на 1,2%.
Сегодня структурное распределение портфеля между видами МФО выглядит таким образом: 47% приходится на банковские МФО, включая маркетплейсы. За квартал их доля выросла на 3 п.п., за год – на более чем 11%.
53% - на остальные с учетом некоммерческих МФО.
Мы прогнозируем, что в условиях высокой ключевой ставки данный тренд будет продолжаться и банки и маркетплейсы и далее будут перенаправлять часть заемщиков в «родственные» МФО. Более того, продукты, предлагаемые МФО, во многом сейчас могут составить конкуренцию банковским в части небольших беззалоговых ссуд. Так продолжится как минимум еще полгода, после чего произойдет смена таких темпов роста в этом сегменте на более «умеренные».
В текущем квартале тенденция по дальнейшему росту онлайн-сегмента продолжила свое развитие, однако в течение последующих периодов она может претерпеть изменения в виду законодательных ужесточений, которые не в полной мере учитывают «реалии на земле».
На сегодня технологии МФО позволяют работать с клиентом онлайн в рамках полного цикла (от получения заявки и оценки до выдачи. Тем самым у потребителя есть возможность получить деньги «здесь» и «сейчас», не выходя из дома, а самой компании произвести всестороннюю качественную оценку, позволяющую оценить все риски.
Сами потребители также при принятии решения руководствуются удобством и скоростью оформления. Как показывают результаты социологического исследования ВЦИОМ, 37% обращаются в МФО, потому что можно быстрее получить ссуду, и 27% как раз по причине возможности сделать это онлайн.
Однако, как было сказано ранее, в будущем есть вероятность, что доля оффлайн будет увеличиваться в виду законодательных изменений. Напомним, что сейчас распределение выглядит следующим образом: 30% приходится на оффлайн и 70% - онлайн.
Кроме того, сохраняются и даже возрастают риски роста нелегального кредитования.
Действующие договоры
Количество действующих договоров в совокупности составило 24 млн. Прирост по сравнению с прошлым кварталом составил рекордные 10,5%. На МФО (с учетом некоммерческих) приходится 16,4 млн – рост за квартал 2,7%, на банковские, включая МФО маркетплейсов, – 7,8 млн и рост соответственно на уровне 31%. Стоит отметить, что это рекордный прирост за последние время.
Выдачи
Объем выдач по итогам 1 квартала 2025 года впервые с начала 2024 года показал отрицательную динамику в 4% и составил 328 млрд рублей. Напомним, что последний раз выдачи показывали отрицательную динамику по итогам 4 квартала 2022 года и 1 квартала 2024 года.
Снижение выдач при росте портфеля произошло на фоне увеличения доли займов на более длительные сроки и бОльшие суммы, а также на фоне продолжающейся жесткой политики в части одобрения ссуд клиентам со стороны МФО. В 2025 году порядка 80% заявок от первичных клиентов получают отказ и 30% среди повторных.
Просроченная задолженность
Просроченная задолженность поступательно снижается и достигла минимального показателя за последние периоды – 27,7% от объема портфеля. Данный тренд уже стабильный, что позволяет делать положительные прогнозы в части того, что при стабильной ситуации доля просроченной задолженности продолжит снижаться.
Сегментация займов

Примечание
|
IV Кв. 2023 |
I Кв. |
II Кв. |
III Кв. |
IV Кв. 2024 |
I Кв. |
Совокупный портфель микрозаймов (млрд.руб.) |
331,7 |
351,3 |
377,7 |
405,1 |
458,6 |
486,5 |
Банковские МФО, включая маркетплейсы |
116,1 |
125,9 |
137,6 |
162,0 |
205,0 |
228,9 |
|
35,01% |
35,84% |
36,43% |
39,98% |
44,70% |
47,05% |
Портфель оффлайн (млрд.руб.) |
135,3 |
138,6 |
138,6 |
140,5 |
148,6 |
150,1 |
Банковские МФО, включая маркетплейсы |
63,2 |
65,4 |
64,3 |
65,4 |
71,5 |
74,4 |
|
46,72% |
47,21% |
46,41% |
46,54% |
48,14% |
49,57% |
Портфель онлайн (млрд.руб.) |
196,5 |
212,7 |
239,1 |
264,6 |
310,0 |
336,4 |
Банковские МФО, включая маркетплейсы |
52,9 |
60,4 |
73,2 |
96,5 |
133,4 |
154,5 |
|
26,92% |
28,41% |
30,63% |
36,48% |
43,03% |
45,92% |
Действующие заемщики (тыс.шт.) |
18 455 |
19 525 |
20 317 |
21 220 |
22 038 |
24 368 |
Банковские МФО, включая маркетплейсы |
3 827 |
4 463 |
4 765 |
5 403 |
5 983 |
7 866 |
|
20,74% |
22,86% |
23,46% |
25,46% |
27,15% |
32,28% |
Действующие заемщики оффлайн (тыс.шт.) |
3 487 |
3 427 |
3 312 |
3 220 |
3 362 |
3 341 |
Банковские МФО, включая маркетплейсы |
1 246 |
1 255 |
1 222 |
1 190 |
1 325 |
1 431 |
|
35,72% |
36,63% |
36,90% |
36,94% |
39,41% |
42,82% |
Действующие заемщики онлайн (тыс.шт.) |
14 967 |
16 098 |
17 005 |
18 000 |
18 675 |
21 027 |
Банковские МФО, включая маркетплейсы |
2 582 |
3 208 |
3 543 |
4 213 |
4 658 |
6 436 |
|
17,25% |
19,93% |
20,84% |
23,41% |
24,94% |
30,61% |
Выдачи (млрд.руб.) |
234 |
202 |
234 |
258 |
342 |
328 |
Банковские МФО, включая маркетплейсы |
81 |
83 |
102 |
131 |
198 |
190 |
|
34,71% |
40,86% |
43,41% |
50,83% |
58,09% |
57,74% |
Выдачи оффлайн (млрд.руб.) |
33,3 |
33,5 |
31,6 |
32,9 |
44,9 |
38,0 |
Банковские МФО, включая маркетплейсы |
20,3 |
20,4 |
18,1 |
19,1 |
28,6 |
25,5 |
|
60,90% |
60,98% |
57,20% |
58,18% |
63,79% |
67,14% |
Выдачи онлайн (млрд.руб.) |
201,1 |
168,5 |
202,7 |
224,9 |
296,7 |
290,3 |
Банковские МФО, включая маркетплейсы |
61,1 |
62,1 |
83,6 |
111,9 |
169,8 |
164,0 |
|
30,37% |
36,87% |
41,26% |
49,75% |
57,22% |
56,51% |
Поделиться: