Аналитика по рынку микрофинансирования за 1 квартал 2025 года

22.05.2025         704 просмотра

Совокупный портфель

image001.png

image003.png

Темпы прироста портфеля микрозаймов с учетом всех видов МФО в 1 квартале 2025 года по сравнению с предыдущим кварталом составили 6,1% против 13% кварталом ранее.

Из них банковские МФО, включая те из них, которые аффилированы с маркетплейсами, показали прирост в 11% и достигли в объемном выражении 228,9 млрд рублей.  Портфель иных МФО (включая некоммерческие МФО) в свою очередь показал прирост в минимальные за последние периоды 1,5% Более низкий уровень прироста был зафиксирован лишь по итогам 3 квартала прошлого года – тогда рост был на уровне лишь на 1,2%.

Сегодня структурное распределение портфеля между видами МФО выглядит таким образом: 47% приходится на банковские МФО, включая маркетплейсы. За квартал их доля выросла на 3 п.п., за год – на более чем 11%.

53% - на остальные с учетом некоммерческих МФО.

Мы прогнозируем, что в условиях высокой ключевой ставки данный тренд будет продолжаться и банки и маркетплейсы и далее будут перенаправлять часть заемщиков в «родственные» МФО. Более того, продукты, предлагаемые МФО, во многом сейчас могут составить конкуренцию банковским в части небольших беззалоговых ссуд. Так продолжится как минимум еще полгода, после чего произойдет смена таких темпов роста в этом сегменте на более «умеренные». 

image005.png

image007.png

В текущем квартале тенденция по дальнейшему росту онлайн-сегмента продолжила свое развитие, однако в течение последующих периодов она может претерпеть изменения в виду законодательных ужесточений, которые не в полной мере учитывают «реалии на земле».

На сегодня технологии МФО позволяют работать с клиентом онлайн в рамках полного цикла (от получения заявки и оценки до выдачи. Тем самым у потребителя есть возможность получить деньги «здесь» и «сейчас», не выходя из дома, а самой компании произвести всестороннюю качественную оценку, позволяющую оценить все риски.

Сами потребители также при принятии решения руководствуются удобством и скоростью оформления. Как показывают результаты социологического исследования ВЦИОМ, 37% обращаются в МФО, потому что можно быстрее получить ссуду, и 27% как раз по причине возможности сделать это онлайн.

Однако, как было сказано ранее, в будущем есть вероятность, что доля оффлайн будет увеличиваться в виду законодательных изменений. Напомним, что сейчас распределение выглядит следующим образом: 30% приходится на оффлайн и 70% - онлайн. 

Кроме того, сохраняются и даже возрастают риски роста нелегального кредитования.

Действующие договоры

image009.png

Количество действующих договоров в совокупности составило 24 млн. Прирост по сравнению с прошлым кварталом составил рекордные 10,5%. На МФО (с учетом некоммерческих) приходится 16,4 млн – рост за квартал 2,7%, на банковские, включая МФО маркетплейсов, – 7,8 млн и рост соответственно на уровне 31%. Стоит отметить, что это рекордный прирост за последние время.

image011.png


    Выдачи

image013.png

Объем выдач по итогам 1 квартала 2025 года впервые с начала 2024 года показал отрицательную динамику в 4% и составил 328 млрд рублей. Напомним, что последний раз выдачи показывали отрицательную динамику по итогам 4 квартала 2022 года и 1 квартала 2024 года.

image015.png

image017.png

Снижение выдач при росте портфеля произошло на фоне увеличения доли займов на более длительные сроки и бОльшие суммы, а также на фоне продолжающейся жесткой политики в части одобрения ссуд клиентам со стороны МФО. В 2025 году порядка 80% заявок от первичных клиентов получают отказ и 30% среди повторных.

Просроченная задолженность

image019.png

Просроченная задолженность поступательно снижается и достигла минимального показателя за последние периоды – 27,7% от объема портфеля. Данный тренд уже стабильный, что позволяет делать положительные прогнозы в части того, что при стабильной ситуации доля просроченной задолженности продолжит снижаться.

Сегментация займов


image021.png

Примечание

IV Кв. 2023

I Кв.

II Кв.

III Кв.

IV Кв. 2024

I Кв.

Совокупный портфель микрозаймов (млрд.руб.)

331,7

351,3

377,7

405,1

458,6

486,5

Банковские МФО, включая маркетплейсы

116,1

125,9

137,6

162,0

205,0

228,9

35,01%

35,84%

36,43%

39,98%

44,70%

47,05%

Портфель оффлайн (млрд.руб.)

135,3

138,6

138,6

140,5

148,6

150,1

Банковские МФО, включая маркетплейсы

63,2

65,4

64,3

65,4

71,5

74,4

46,72%

47,21%

46,41%

46,54%

48,14%

49,57%

Портфель онлайн (млрд.руб.)

196,5

212,7

239,1

264,6

310,0

336,4

Банковские МФО, включая маркетплейсы

52,9

60,4

73,2

96,5

133,4

154,5

26,92%

28,41%

30,63%

36,48%

43,03%

45,92%

Действующие заемщики (тыс.шт.)

18 455

19 525

20 317

21 220

22 038

24 368

Банковские МФО, включая маркетплейсы

3 827

4 463

4 765

5 403

5 983

7 866

20,74%

22,86%

23,46%

25,46%

27,15%

32,28%

Действующие заемщики оффлайн (тыс.шт.)

3 487

3 427

3 312

3 220

3 362

3 341

Банковские МФО, включая маркетплейсы

1 246

1 255

1 222

1 190

1 325

1 431

35,72%

36,63%

36,90%

36,94%

39,41%

42,82%

Действующие заемщики онлайн (тыс.шт.)

14 967

16 098

17 005

18 000

18 675

21 027

Банковские МФО, включая маркетплейсы

2 582

3 208

3 543

4 213

4 658

6 436

17,25%

19,93%

20,84%

23,41%

24,94%

30,61%

Выдачи (млрд.руб.)

234

202

234

258

342

328

Банковские МФО, включая маркетплейсы

81

83

102

131

198

190

34,71%

40,86%

43,41%

50,83%

58,09%

57,74%

Выдачи оффлайн (млрд.руб.)

33,3

33,5

31,6

32,9

44,9

38,0

Банковские МФО, включая маркетплейсы

20,3

20,4

18,1

19,1

28,6

25,5

60,90%

60,98%

57,20%

58,18%

63,79%

67,14%

Выдачи онлайн (млрд.руб.)

201,1

168,5

202,7

224,9

296,7

290,3

Банковские МФО, включая маркетплейсы

61,1

62,1

83,6

111,9

169,8

164,0

30,37%

36,87%

41,26%

49,75%

57,22%

56,51%


Поделиться: