Банк России назвал перечень типичных нарушений закона «О кредитных историях»

28 апреля 2017         3901 просмотр

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России обобщила жалобы субъектов кредитных историй на деятельность банков, МФО, КПК и выявила типичные нарушения положений Федерального закона № 218-ФЗ «О кредитных историях», которые допускают поднадзорные ей финансовые организации.

СРО «МиР» настоятельно рекомендует МФО – членам СРО «МиР» ознакомится с письмом регулятора и, при необходимости, предпринять меры, достаточные для устранения таких нарушений.

Уважаемые коллеги!

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее – Служба) по итогам встречи 21.04.2017 с представителями профессиональных сообществ, а также участниками финансового рынка сообщает следующее.

Защита прав потребителей финансовых услуг является одним из основных приоритетов, обозначенных в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов.

В свою очередь, одним из основных направлений деятельности Службы является организация защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, в том числе субъектов кредитных историй при предоставлении им услуг, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее – Закон №218-ФЗ).

Согласно Закону № 218-ФЗ субъект кредитной истории имеет право на отражение достоверной информации в своей кредитной истории, а также в случае наличия в ней недостоверных сведений полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории.

Кроме того, исходя из норм Закона № 218-ФЗ источники формирования кредитных историй (банки, микрофинансовые организации (далее – МФО), кредитные потребительские кооперативы (далее – КПК) обязаны своевременно представлять всю актуальную информацию в бюро кредитных историй (далее – БКИ).

Поступающие в Службу жалобы субъектов кредитных историй на деятельность банков, МФО, КПК свидетельствуют о наличии нарушений указанными лицами обязанностей, возложенных на них Законом № 218-ФЗ, и влекущих нарушение прав субъектов кредитных историй.

В связи с вышеизложенным, сообщаем о наиболее часто встречающихся нарушениях Закона № 218-ФЗ, содержащихся в жалобах субъектов кредитных историй, а также выявленных в ходе проверок БКИ.

1. Получение кредитного отчета без согласия субъекта кредитной истории или по истечении срока действия согласия субъекта кредитной истории.

2. Отсутствие заключенного хотя бы с одним БКИ договора об оказании информационных услуг.

3. Нарушение банками, МФО, КПК сроков представления информации в БКИ о кредите (займе) субъекта кредитной истории, в том числе о погашении кредита (займа)[1].

4. Представление в БКИ недостоверной (не в полном объеме) информации по договору кредита (займа), в том числе непредставление информации об уступке прав требований.

5. Нарушение сроков рассмотрения заявления субъекта кредитной истории об оспаривании информации, содержащейся в кредитной истории.

6. Отказ со стороны банка, МФО, КПК субъекту кредитных историй направить в Центральный каталог кредитных историй запрос о представлении информации о БКИ, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории (Указание Банка России от 19.02.2015
№ 3572-У).

7. Отказ источника формирования кредитной истории субъекту кредитной истории в формировании кода субъекта кредитной истории (Указание Банка России от 31.08.2005 № 1610-У).

Обращаем внимания, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения, указанные по строке
№ 1 – 5, предусмотрена административная ответственность.

Сообщаем о недопустимости нарушений банками, МФО, КПК Закона № 218-ФЗ, в части несвоевременной актуализации кредитной истории субъекта кредитной истории. Несвоевременная актуализация влечет за собой недостоверность информации отражаемой в кредитной истории субъекта кредитной истории и формируют «плохую» кредитную историю, и тем самым ограничивает право субъекта кредитной истории на доступность финансовых услуг.

В целях предотвращения случаев нарушения Закона № 218-ФЗ и защиты прав субъектов кредитных историй сообщаем о необходимости довести до сведения своих участников/членов содержание настоящего письма.

Руководитель Службы

по защите прав потребителей и

обеспечению доступности финансовых услуг М.В. Мамута



[1] В ходе проверок выявлены следующие причины ненаправления в БКИ сведений о погашении субъектом кредитной истории кредита (займа). Источник формирования кредитной истории направляет в БКИ файл, содержащей информацию о погашении кредита (займа). Но при формировании файла оператор допускает ошибку, например, неправильно указывает ФИО субъекта кредитной истории или допускает опечатки при указании реквизитов договора. Таким образом, направленный файл не принимается к исполнению в БКИ и кредитная история не обновляется.