Информационное письмо Банка России от 10.06.2020 №44-3-13/1359 "О сервисе на Едином портале государственных и муниципальных услуг".

Информационное письмо Банка России от 10.06.2020 №44-3-13/1359 "О сервисе на Едином портале государственных и муниципальных услуг".

В настоящем письме изложена информация и рекомендации Департамента микрофинансового рынка (далее - Департамент) для микрофинансовых институтов (далее - МФИ) в связи с введением на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — Портал Госуслуг) возможности направления физическими лицами в адрес финансовых организаций информации о доходах физических лиц. Департамент просит саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие МФИ, (далее - СРО) разместить указанную информацию на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), а также направить ее МФИ - членам такой СРО. 

Сведения, необходимые Департаменту от МФИ в соответствии с настоящим письмом, просьба получить от МФИ и направить в Департамент не позднее 24 июня 2020 года. Так, Департамент сообщает, что на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» 21 мая текущего года была опубликована информация об обеспеченной на Портале Госуслуг возможности направления физическими лицами в адрес финансовых организаций информации об их доходах (http://cbr.ru/press/event/?id=6761). В частности, внедренный на Портале Госуслуг сервис позволяет физическим лицам направить в адрес финансовых организаций в электронном виде надлежащим образом заверенные Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации соответственно справки по форме 2-НДФЛ и выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее – Справка и Выписка). 

Направление физическим лицом Справки и Выписки финансовым организациям возможно по результатам запроса физическим лицом и оказания ему с использованием Портала Госуслуг соответствующих государственных услуг. Полученные и хранящиеся в личном кабинете физического лица на Портале Госуслуг в результате оказания ему рассматриваемых государственных услуг Справка и Выписка могут быть направлены финансовым организациям на адреса электронной почты, самостоятельно указанные физическим лицом или выбранными ими по наименованию финансовой организации из специального справочника, информация в который была представлена МФИ в Банк России ранее (далее — Справочник). 

Для получения Справки и Выписки на электронные адреса, содержащиеся в Справочнике, финансовые организации могут не иметь свою подтвержденную учетную запись на Портале Госуслуг. Информация, содержащаяся в Справке и Выписке, может быть использована МФИ для подтверждения дохода заемщика при предоставлении ему льготного периода по договору займа в соответствии с положениями Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке 3 России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа». 

С учетом особой важности в сложившихся условиях обеспечения потребителей возможностью при наличии оснований получить льготный период по договорам займа Департамент рекомендует МФИ разметить на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию и (или) иным образом проинформировать заемщиков о возможности направления ими в адрес МФИ с использованием Портала Госуслуг Справки и Выписки для представления льготного периода по договорам займа, а также информацию об условиях и порядке реализации этой возможности. Данную информацию необходимо размещать в обращающем на себя внимание пространстве сайта и доступной для понимания потребителей форме. 

В целях исключения ошибок со стороны физических лиц при направлении в МФИ Справки и Выписки предпочтительным способом является направление данной информации на адреса электронной почты, которые указаны в Справочнике на Портале Госуслуг. Поэтому МФИ, не представившие в установленные сроки информацию о своих электронных адресах для направления им через Портал Госуслуг сведений о доходах физических лиц, могут дополнительно направить указанную информацию в Департамент через СРО, членом которой они являются. Форма представления сведений приложена к настоящему письму. 

В рамках организации получения от физических лиц рассматриваемой информации через Портал Госуслуг Департамент рекомендует провести мероприятия по обеспечению своевременности получения и обработки МФИ названной информации, а также должного уровня безопасности такой обработки, в том числе: использовать для получения информации выделенный (специальный) адрес электронной почты, домен которой принадлежит МФИ; реализовывать необходимые для достижения указанной цели обеспечения безопасности получаемых данных организационные и технические меры, предусмотренные (1) статьей 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О 4 персональных данных» (с учетом Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119 и Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21); а также (2) Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57580.1-2017 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый состав организационных и технических мер». МФИ, которые ранее для использования на Портале Госуслуг представили не выделенный адрес электронной почты и (или) адрес электронной почты, домен которой принадлежит не МФИ, также рекомендуется реализовать названные мероприятия, а именно: предусмотреть для получения Справки и Выписки выделенный адрес электронной почты, домен которой принадлежит МФИ, а также реализовывать все необходимые меры по обеспечению безопасности получаемых данных; направить в Департамент через СРО, членом которой они являются, информацию об изменении адреса электронной почты на адрес электронной почты, который соответствует названным требованиям (сведения представляются по форме, приложенной к настоящему письму). 

Учитывая возможность изменения используемого МФИ доменного имени или другие обстоятельства, которые могут повлечь необходимость изменения адреса электронной почты, на который могут быть получены Справка и Выписка, Департамент просит МФИ сообщать информацию об изменении адреса электронной почты и о реализации всех необходимых мер обеспечения безопасности данных при получении информации на него. Информация об изменении адреса электронной почты МФИ будет направляться в Минкомсвязи России в конце каждого месяца для актуализации Справочника на Портале Госуслуг. После актуализации Справочника на Портале Госуслуг информацию 5 об этом также рекомендуется своевременно размещать на официальном сайте МФИ в сети «Интернет» и (или) иным образом доводить до сведения заемщиков. Департамент просит обратить особое внимание на все изложенные в настоящем письме рекомендации, поскольку обеспечение со стороны МФИ оперативности и надлежащего качества работы в этом направлении, в том числе высокого уровня безопасности использования МФИ рассматриваемого сервиса Портала Госуслуг, может стать залогом дальнейшего расширения и поддержания доступа участников микрофинансового рынка к сервисам инфраструктуры электронного правительства и, как следствие, повышения качества оценки МФИ заемщиков, условий реализуемых ими продуктов и расширения спроса на них со стороны потребителей. Приложение: 1 файл. 

Директор Департамента микрофинансового рынка 

И.А. Кочетков


Возврат к списку