СРО "МиР" Исх. № 336 от 17.03.2021г. - Отзыв на законопроект № 992248-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физлиц при совершении действий, направленных на возврат..."

СРО "МиР" Исх. № 336 от 17.03.2021г. - Отзыв на законопроект № 992248-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физлиц при совершении действий, направленных на возврат..."

Комитет Государственной Думы
по государственному строительству и законодательству
Председателю Комитета П.В. Крашенинникову
Адрес: Георгиевский пер., д. 2, Москва, 103265


 Уважаемый Павел Владимирович!

17 февраля 2021 года в первом чтении был принят законопроект № 992248-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности» (далее – Проект).

Саморегулируемая организация Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР») ознакомилась с Проектом и считает необходимым представить свои комментарии и предложения по изменению некоторых его положений.

1. СРО «МиР» полностью поддерживает необходимость установления равной административной ответственности за нарушение законодательства по защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности для всех категорий кредиторов.

2. Проектом предлагается передать ФССП России полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По мнению СРО «МиР» предложение о передаче ФССП России полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, может повлечь негативные последствия для подконтрольных ФССП России кредиторов и лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
2.1.Возможны конфликты интересов между взыскателями или лицами, представляющими их интересы, с одной стороны, а также представителями ФССП России, с другой стороны, в случае направления жалоб на действия (бездействие) последних в рамках исполнительных производств.
2.2.В ситуации несовершенства правового регулирования деятельности по взысканию просроченной задолженности, компенсируемого лишь судебной практикой, предоставление контролирующему органу (ФССП России) полномочий по привлечению к административной ответственности и назначению наказания при отсутствии четких и понятных правил применения положений Закона № 230-ФЗ ставит подконтрольных ФССП России лиц в зависимое положение.
2.3.В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2020 г. № 1108 на территории Российской Федерации проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц. Однако практика обжалования решений ФССП России, принятых в соответствии с Законом № 230-ФЗ, с учетом того, что вопросы составления протоколов по делам об административных правонарушениях выведены за рамки указанного эксперимента, практически отсутствует. Таким образом, передача полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях ФССП России увеличит затраты подконтрольных лиц на инициирование обжалования решений контролирующего органа, и не позволит добиться эффекта снижения нагрузки на судебные органы.

3. Во исполнение абзаца второго подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, от 17.05.2019 № Пр-853, а также в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденным Правительством РФ 29.05.2019 № 4714п-П36, Министерством юстиции Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях», который направлен на реформирование нормативно-правового регулирования в сфере федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. В выступлении статс-секретаря – заместителя Министра юстиции Российской Федерации А.В. Логинова при рассмотрении законопроекта Государственной Думой в первом чтении, было указано, что данный проект закона будет внесен в Государственную Думу в ближайшее время. 

В соответствии с указанным проектом полномочия ФССП России в качестве контрольного (надзорного) органа существенно изменяются, появляются новые возможности реагирования на нарушения законодательства в сфере возврата просроченной задолженности, такие как, например, временное ограничение в применении лицами отдельных способов взаимодействия с должниками на срок до 60 дней. 

Таким образом, по мнению СРО «МиР», дальнейшее обсуждение и рассмотрение Проекта в части передачи полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях ФССП России возможно только после внесения изменений в Закон № 230-ФЗ.

Директор СРО «МиР»     Е.С. Стратьева


PDF письма


Возврат к списку