Хартия профессиональной этики

Скачать Хартию в формате Microsoft Word


Хартия профессиональной этики членов Некоммерческого партнерства микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и развитие» (НП «МиР»)

г. Москва 24 мая 2011 г.

Члены Совета НП «МиР», подписавшие настоящую Хартию,

признавая важность повышения уровня благосостоянии граждан России, дальнейшего развития и оптимизации ее экономической системы, составной частью которой является микрофинансовая деятельность,

учитывая потребность в формировании и распространении высоких стандартов микрофинансовой деятельности,

исходя из необходимости совместного решения задач, стоящих перед микрофинансовым сообществом России

считая установление и соблюдение стандартов профессиональной этики важной частью совершенствования системы микрофинансирования в России,

в целях предотвращения непрофессионального поведения со стороны микрофинансовых организаций, что может привести к формированию негативной репутации членов НП «МиР» и всего микрофинансового сектора экономики,

договорились о нижеследующем:

I. Общие положения

1. Настоящая Хартия устанавливает правила поведения и определяет основные принципы, которыми микрофинансовые организации (далее – МФО), считающие себя профессиональными, ответственными, открытыми, должны руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Указанные правила и принципы основываются на действующем законодательстве, международных стандартах микрофинансовой деятельности, нормах морали и нравственности.

2. Положения настоящей Хартии обязательны для членов НП «МиР» и имеют рекомендательный характер для иных МФО России.

3. Руководство положениями настоящей Хартии в деятельности МФО служит дополнительной гарантией, свидетельством и залогом высокого профессионализма и надёжности, соответствия деятельности МФО принятым в обществе нормам нравственности и обычаям делового оборота.

II. Общие принципы деятельности

Статус МФО приобретается в соответствии с действующим законодательством. Основным видом деятельности МФО является микрофинансовая деятельность.

МФО должна осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь настоящей Хартией и используя международный опыт микрофинансовой деятельности.

МФО должна обеспечивать высокий уровень профессионализма своих работников и постоянно заниматься повышением их квалификации.

МФО должна заботиться о достаточном уровне материально-технического оснащения, позволяющем осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне.

МФО должна заботиться о репутации всего микрофинансового бизнеса, не совершать действий, которые могут нанести вред деловой репутации других членов профессионального микрофинансового сообщества.

МФО должна в своей деятельности исключать любые проявления противоправного или неэтичного поведения, обязательно инструктировать своих работников о необходимости строгого соблюдения законности и профессиональной этики при осуществлении микрофинансовой деятельности.

МФО не может заниматься консультированием своих клиентов, а также других лиц по вопросам, связанным с недобросовестным получением заёмных денежных средств у других займодавцев или уклонением от возврата долга другим займодавцам, а также по другим аналогичным вопросам.

МФО должна безусловно соблюдать принятые на себя обязательства и стремиться к повышению качества оказываемых услуг.

III. Правила работы с информацией

В процессе своей деятельности МФО должна предоставлять заёмщикам и займодавцам только достоверную информацию о себе и своей деятельности, полную информацию о предоставляемых микрофинансовых услугах и их стоимости.

МФО вправе искать, получать, передавать и распространять информацию любым разрешенным законом способом.

МФО обязана обеспечивать защиту и неразглашение своими сотрудниками сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, и иных сведений, защита которых предусмотрена законом.

МФО обязана обеспечивать защиту полученных при осуществлении ее деятельности персональных данных своих клиентов, контрагентов, сотрудников, иных физических лиц, в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных.

МФО обязана раскрывать информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства, а также, по усмотрению МФО - иную информацию, не относящуюся к конфиденциальной, демонстрировать открытость и прозрачность своей деятельности.

Программные и аппаратные средства МФО, предназначенные для обработки персональных данных и иной конфиденциальной информации, должны соответствовать установленным законодательством требованиям.

IV. Взаимодействие МФО с клиентами

1. МФО должна оказывать услуги на высоком профессиональном уровне, соблюдая нормы законодательства и деловой этики, проявляя уважительное отношение к своим клиентам, руководствоваться принципом равноправия участников гражданского оборота, не допуская дискриминации по политическим, национальным, религиозным, половым и иным признакам.

2. МФО не должны навязывать свои услуги или принуждать клиентов к получению микрофинансовых услуг. МФО гарантирует безусловное право клиентов самостоятельно выбирать источники финансирования и виды нужных им финансовых услуг.

3. МФО при осуществлении микрофинансовой деятельности соглашается с тем, что клиент:

- должен всегда иметь время на обдумывание при принятии им решений;

- до заключения договора займа с организацией должен получить полную информацию обо всех выплатах и процентных ставках по получаемому/предоставляемому займу с учетом любых комиссий, удержаний и/или других платежей, связанных с займом;

- должен получить исчерпывающее объяснение по всем пунктам заключаемого им договора;

- должен быть информирован обо всех последствиях неисполнения принятых на себя обязательств по договору.

4. МФО и ее работники при работе с просроченной задолженностью:

- не должны отказываться от взаимодействия с должником и (или) его представителем в случае, если должник и (или) его представитель выражают такое желание;

- должны корректно и уважительно относиться к должникам, не должны унижать их честь и достоинство;

- не могут использовать запрещенные законом методы взыскания задолженности, в том числе причиняющие вред жизни или здоровью должника или угрожающие причинением такого вреда;

- не вправе беспокоить должника в период времени с 22 часов вечера до 6 часов утра по времени места нахождения должника;

- не должны вводить должников в заблуждение относительно размера и характера задолженности, последствий отказа от ее погашения, а также требовать уплаты задолженности, наличие которой не подтверждено документально.

5.МФО должна предоставлять должникам информацию о размере и структуре их задолженности о сроках и порядке погашения задолженности.

6. МФО должна оперативно и своевременно реагировать на предложения и жалобы клиентов, в т.ч. клиентов, имеющих просроченную задолженность; должна разработать механизм учета обращений клиентов и реагирования на них.

7. МФО прилагают максимальные усилия к тому, чтобы потребители их услуг оставались их постоянными клиентами и давали позитивную оценку их деятельности.

V. Отношения с партнерами и другими МФО

1. МФО при взаимодействии друг с другом считают себя обязанными:

- строить отношения на взаимном доверии, уважении и равноправии;

- соблюдать нормы деловой этики;

- строго руководствоваться принципом соблюдения взятых на себя договорных и других обязательств, вытекающих из деловых отношений или обусловленных ими;

- полностью, своевременно и в строгом соответствии с законом выполнять свои обязательства;

- доброжелательно относится к другим участникам рынка микрофинансирования,

- отдавать приоритет переговорам и поиску компромисса в случае возникновения разногласий и споров.

2. МФО при взаимодействии друг с другом считают недопустимым:

- создавать и распространять недостоверную и недобросовестную рекламу, в т.ч. создающую негативное представление о конкурентах и об их деятельности;

- допускать коммерческий подкуп сотрудников компаний – конкурентов

- - добывать и использовать незаконными методами конфиденциальную охраняемую информацию других МФО;

- использовать незаконными методами товарные знаки, элементы корпоративного стиля, рекламные слоганы, принадлежащие конкурентам, либо схожие с ними до степени смешения;

- злоупотреблять правом, т.е. в нарушение статьи 10 Гражданского кодекса РФ использовать свои законные права, деловую репутацию, имущество, положение на рынке исключительно с целью причинения вреда конкуренту;

- наносить вред деловой репутации конкуренту, подтвержденный вступившим в силу решением суда;

- совершать иные противозаконные действия в отношении других участников рынка микрофинансирования.

МФО обязаны инструктировать своих сотрудников о том, что в случае обращения к ним третьих лиц с предложением о передаче (продаже) конфиденциальной информации в любой форме, либо при поступивших к ним предложениях о трудоустройстве под условием передачи конфиденциальной информации, сотрудники должны незамедлительно проинформировать об этом факте руководство своей компании.

МФО не должны допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, противоречащих нормам, изложенным в настоящей Хартии.

МФО должны стремиться не быть вовлеченными в конфликтные ситуации, которые могут нанести ущерб их деловой репутации и репутации всего микрофинансового сообщества.

Заключительные положения

Соблюдение настоящей Хартии является важным элементом для всесторонней и объективной оценки деятельности МФО. Все заинтересованные стороны могут письменно обратиться в НП «МиР» на имя Президента НП «МиР» с сообщением о ненадлежащих действиях (бездействии) МФО, если таковые действия (бездействие) противоречат положениям настоящей Хартии. Все сообщения подлежат обязательному рассмотрению.

Нарушение положений Хартии членом НП «МиР» может стать основанием для обсуждения данной ситуации на заседании Совета НП «МиР», который впоследствии вправе вынести обсуждение данного вопроса на Общее собрание членов НП «МиР» с последующим применением к нарушителю санкций вплоть до исключения из НП «МиР».

Если ставшее известным НП «МиР» нарушение положений Хартии членом НП «МиР» или МФО, не являющейся членом НП «МиР», может дискредитировать всё микрофинансовое сообщество, либо делает возможным причинение ущерба имуществу и/или деловой репутации других МФО, НП «МиР» вправе инициировать обращение в правоохранительные органы и/или в органы, осуществляющие функции государственного контроля (надзора) в сфере микрофинансовой деятельности, с целью пресечения ненадлежащего поведения такой организации, усиления контроля за её деятельностью, привлечения её к ответственности.

НП «МиР» будет совершенствовать настоящую Хартию, изменяя и дополняя её с учётом российской и мировой практики микрофинансовой деятельности, потребностей рынка, руководствуясь интересами членов НП «МиР» и их клиентов, микрофинансового сообщества России.