СРО «МиР» предупреждает об опасности взаимодействия с раздолжнителями
По данным СРО «МиР» более трети всех жалоб и обращений в регулирующие органы относительно деятельности МФО составлены различными, так называемыми «антиколлекторами» и «раздолжнителями». И число таких обращений постоянно растет. Однако эффективность работы подобных структур и целесообразность обращения в данные компании по-прежнему вызывает сомнения. Более того, подчас взаимодействие с данными организациями может нанести существенный обратившемуся материальный ущерб с высокой вероятностью правовых последствий.
Компании, именующие себя раздолжнителями, антиколлекторами или антибанкирами, как правило, обещают заемщикам банков и МФО полное избавление от долгов. Несмотря на неоднократные предупреждения Банка России об опасности обращения к таким компаниям, к услугам данных организаций прибегают заемщики, которые не смогли в срок исполнить свои финансовые обязательства перед кредитором.
Какие услуги на деле предлагают такие компании?
Стоит признать очевидное – легального способа избавления от долгов не существует. Заключая договор кредита или микрозайма, заемщик принимает на себя финансовые обязательства, отменить которые нет никаких оснований: заемщик получил от кредитора деньги и обязан их вернуть. Условия возврата тоже были известны заранее. Единственное, что могут попытаться сделать антиколлекторы – снизить сумму пеней и штрафов, которые кредитор начислил заемщику.
Однако с июля прошлого года это потеряло для пользователей услуг потребительского кредитования всякий смысл. После вступления в силу закона «О потребительском кредите (займе)», штрафы и пени ограничены размером в 20% годовых. То есть, если заемщик по каким-либо причинам просрочит заем в 5000 тыс. рублей на 1 месяц, максимальная сумма штрафа, которую сможет начислить ему кредитор составит менее 84 рублей. Данная цифра не сопоставима с элементарными затратами труда и времени на обращение в данную компанию.
Не стоит забывать и о том, что антиколлекторы работают не бесплатно. Подчас стоимость их услуг превышает не только разницу между начисленным долгом и уплаченной в итоге суммой, но и превышают общую сумму долга.
«В нашей практике был поразительный случай, не укладывающийся в рамках здравого смысла, когда заемщица отдала «антиколлекторам» за их услуги 21 с лишним тыс. рублей, хотя ее долг перед микрофинансовой организацией составлял всего 17 тыс. рублей. Деньги фирма взяла, но проблему не решила. В итоге, заемщице пришлось заплатить дважды, - рассказывает руководитель Комитета по безопасности СРО «МиР» Расим Исмаилов. – Этого бы не произошло, если бы она сразу обратилась в МФО и сообщила о сложившейся ситуации. К огромному сожалению подобные «Робины Гуды» хорошо научились зарабатывать на пробелах в финансовой грамотности населения, агитируя потребителей нарушать свои обязательства. Все обещания, которые дают эти организации пусты. Достаточно часто отстаивать интересы граждан в судах они отправляют обычных курьеров. В итоге они создают людям множество дополнительных проблем. Двойная переплата это лишь верхушка айсберга. Куда тяжелее проблема с порчей кредитной истории. Доверие кредитора легко потерять, а вот заслужить практически невозможно».
В случае, если у заемщика возникают непредвиденные обстоятельства, препятствующие своевременному выполнению взятых на себя обязательств, необходимо в первую очередь донести данную информацию до кредитора. Как показывает практика, микрофинансовые организации охотно идут на контакт с клиентом, предлагая ему различные условия реструктуризации долга. Этот факт подтвердил и Финансовый омбудсмен Павел Алексеевич Медведев в недавнем интервью «Известиям».
«МФО, входящие в СРО «МиР», руководствуются едиными правилами рассмотрения обращений граждан, - отмечает директор СРО «МиР» Андрей Паранич. – Если заемщик может документально подтвердить, что своевременная выплата микрозайма невозможна, члены СРО «МиР» всегда готовы предложить ему выход из положения – продлить срок займа, приостановить начисление процентов или разрешить вопрос иным способом».Поделиться: