Заемщик МФО: деньги в кризис нужны на самое важное

28.01.2016         1387 просмотров

Компания «Домашние деньги», лидер российского рынка микрофинансирования, выяснила, как изменился портрет заемщика МФО в России в условиях экономической нестабильности.

«Портрет заемщика МФО» – это ежегодный проект, основанный на клиентской базе компании «Домашние деньги», насчитывающей порядка 300 тыс. клиентов по всей России. За время работы компания выдала более 1 млн займов на общую сумму более 23 млрд рублей. Компания работает в 57 регионах, 7 федеральных округах, 3572 населенных пунктах. Аналитическое исследование учитывало экономические, поведенческие, территориальные, сезонные характеристики и гендерные факторы.

В целом социально-демографический портрет клиента МФО в 2015 году остался неизменным: это женщина, 39 лет, не имеющая семейных отношений, со средним образованием. Сфера занятости – услуги (33,22%). Средний доход – 30 тыс. рублей.

Изменения в 2015 году произошли в размере запрашиваемой суммы займа и сроках погашения займа. Связано это с макроэкономической ситуацией в стране, ростом инфляции и тенденцией к обеднению населения.

При растущей инфляции доходы населения остались неизменными. Снижение покупательной способности оказало отрицательное влияние на средний размер займа. Сумма займа снизилась с 24 500 рублей до 22 500 рублей. Важно отметить смену тенденции – преобладание среднего дохода над средней суммой займа.

Средняя продолжительность займа снизилась с 45 недель 36 недель. Изменения произошли также в целях займа. Инфляция превышает темпы роста доходов и прожиточного минимума, поэтому основная цель займа сместилась с ремонта на неотложные нужды. Люди берут деньги на самое важное: покупку одежды, питание, медицинское обслуживание. Число повторных клиентов за последние два года росло и достигло к концу 2015 года 39%.

Важной тенденцией является растущая популярность среди заемщиков МФО финансовых приложений для смартфонов. Доля проникновения смартфонов среди клиентов составляет от 15 до 27%. По оценкам компании, доля будет расти, при этом разрыв между регионами и Москвой будет сокращаться за счет появления бюджетных вариантов смартфонов и больших темпов роста проникновения смартфонов в регионах.

«Экономическая ситуация во многом повлияла на поведение заемщика, но при этом спрос на услуги МФО остается неизменным и достаточно высоким. В 2016 году рост рынка, по нашей оценке, составит 20-25%. Приоритетом компании остается развитие в городах, где недоступны банковские услуги. Целевая аудитория МФО – примерно 70% взрослого населения страны», отметил Андрей Бахвалов, Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги».