МФО vs банки
Технологии заменяют ставки
Изменения в российском законодательстве сильно ограничат возможности работы МФО, заставив их играть на «банковском поле». Помочь могут технологии, которые позволят более успешно конкурировать с кредитными организациями.
Рассказывает региональный директор ECOMMPAY Moscow, участник Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование: ТРАСФОРМАЦИЯ» Андрей Моряков.
Конкуренция обостряется
Экономические трудности и кризисы, которые оказывают негативное влияние на покупательную способность населения, заставляют граждан все чаще обращаться в микрофинансовые компании за займами. Ставки в таких организациях значительно выше, чем в банках. Это связано с высоким уровнем риска невозврата. Фактически МФО занимают рыночную нишу кредитования людей, которые не имеют доступа к банковским услугам.
На сегодняшний день микрофинансирование представляет собой рынок суммарным объемом 70 млрд долларов, обслуживая более 150 млн человек по всему миру, на котором работает более 10 тыс. микрофинансовых институтов. По крайней мере такую оценку дают эксперты FusionCharts. При этом, по подсчетам MikroWorld, от 500 млн до 1,5 млрд человек по-прежнему не имеют доступа к финансовым сервисам и являются потенциальными потребителями услуг МФО. Услуги МФО более чем востребованы и россиянами. За первое полугодие наши граждане получили в микрофинансовых организациях 75 млрд рублей, заявило бюро кредитных историй «Эквифакс». Данный показатель на треть больше, чем в аналогичный период 2017 года.
И все же рынок микрофинансирования в ближайшие годы сократит темпы роста из-за усиления регулирования Центральным Банком. Фактически ЦБ вынуждает компании перейти к так называемому «длинному» кредитованию, для чего им придется сменить бизнес-концепт, перестроиться, искать новые, прогрессивные способы взаимодействия с заемщиками, менять скоринговые модели. Чтобы сохранить клиентскую базу и иметь возможность зарабатывать в этих условиях, МФО действительно придется с утроенной силой развивать технологии, сокращая издержки и повышая конкурентоспособность.
Банки, зная, что привлечь клиента можно только расширением спектра услуг стараются использовать новые технологии. Понимая, что способность развиваться исключительно за счет увеличения отделений уже исчерпала себя, банковские компании ставят на высокотехнологичные решения по привлечению и обслуживанию. Например, они довольно успешно переняли у МФО такие виды взаимодействия с клиентами, как Digital Cash, онлайн-кредитование. Самые передовые банки уже начали предлагать потребителям обращаться с их сотрудниками через видеосвязь.
В чем сила?
Микрофинансовым компаниям действительно сложно конкурировать с банками по уровню ставок (по данным «Эквифакс», в первом полугодии средний уровень ставок в МФО достигал 555% годовых). Однако ориентация на «своего клиента» и новейшие технологии делают этот бизнес более чем прибыльным.
Решения, которые могут помочь МФО сохранить конкурентоспособность в противостоянии с банками - переход PDL-компаний в смежные сегменты: на надежные и многофункциональные ИТ-платформы, более длинные микрозаймы с пониженной доходностью, розничные агентские продажи финансовых услуг.
Сейчас на стадии внедрения в деятельность таких компаний находятся технологии Big Datа. Огромные объемы информации и постоянно растущий рынок предъявляют высокие требования к хранению и обработке данных. Здесь востребованы и статистический анализ, и интеграция данных, и распознавание образов, и визуализация аналитических данных, и многое другое. Технология «больших данных» позволяет получить максимальный объем информации о клиенте, даже при использовании неструктурированных данных. Информацию можно получать из огромного количества источников: социальных сетей, блогов, данных мобильных операторов, логов, информации о расходах по кредитной карте. И, конечно, интерес вызывают уникальные для каждого биометрические данные: голос, отпечатки пальцев, скан глазной сетчатки, рисунок вен и так далее. Ожидается, что подобная идентификация станет доступна МФО уже в 2019 году.
На помощь микрофинансистам приходят и роботы. Так, отдельные компании тестируют деятельность роботов-коллекторов, которые «находят» должников и ведут работу с отказами от выплат. По данным «Коммерсанта», за пять дней тестирования подобная система совершила свыше 6 тыс. звонков и смогла вернуть более 500 тыс. рублей.
Уже работающие технологии, которые для МФО еще недавно были новшеством, а для многих компаний и сейчас остаются инновациями - интеграции с платежными системами, которые обеспечивают единую платформу для погашения и выдачи займов с помощью множества платежных методов. Это обеспечивает МФО лояльность и клиентоориентированность, а на выходе стабильный доход и расширение бизнеса.
Важный момент для МФО – удобство возврата кредита для пользователя. Например, клиенты стараются использовать функции настройки автоматической оплаты займа с карты (или рекуррентный платеж), при которой, один раз введя платежные реквизиты, заемщик будет лишь подтверждать операцию по переводу денег по кредиту, не вводя персональных данных. Это значительно экономит время.
К слову, тут очень важна и гарантия максимальной проходимости платежей. Эффективной в данном плане является маршрутизация, способная снизить издержки
при работе с AFT-терминалами, осуществляющими прием платежей сard2account по специальному каналу с использованием банковских карт. Канал доступен только для финансовых компаний, занимающихся кредитным бизнесом, и имеет пониженную комиссию за использование. Он выполняет единственную функцию – списание денежных средств с карты при оплате. Фактически данные технологии упрощают процесс оплаты займа. Маршрутизация транзакций в зависимости от суммы, которую оплачивает клиент, отправляет деньги либо на e-commerce-терминал, либо на AFT.
Особое внимание стоит уделить скорингу. МФО используют поведенческий скоринг, скоринг анкет и мошеннических транзакций. Последний чаще всего предлагается платежным провайдером, а не самим МФО. Суть системы в том, что FraudStop, или антифрод-система, настраивает фильтры, позволяющие отслеживать подозрительные транзакции. Решение принимается на основе подсчета суммы баллов запроса по включенным фильтрам, где каждый фильтр дает отдельный вклад в общий вес запроса. Например, при обработке данных устанавливаются пороговые значения для занесения в черные списки: вес блокировки номера карты, вес блокировки логина на сайте и вес блокировки email'a. Все эти технологии продолжают развиваться, уже решая огромное количество проблем современного МФО и повышая его конкурентоспособность.
Перспективы – в «цифре»
Понятно, что МФО не заменят собой банки, даже малые. Тем не менее, между ними идет борьба, причем экономические кризисы и действия регулятора это противостояние обострили. Банки в стремлении получить нового клиента стали более гибко подходить к оценке платежеспособности заемщиков, а микрофинансовые компании стараются наращивать технологический потенциал, делая свои сервисы все более клиентоориентированными и технологичными. Не малую роль в этом процессе играют платежные технологии пользователя, позволяющие автоматизировать работу МФО и настроить процесс оплаты для каждого клиента индивидуально.
Это, в свою очередь, позволяет МФО не только удерживать свою долю рынка, но и «перетянуть» часть банковской клиентуры, что будет крайне актуально для них в ближайшие годы.
Современные цифровые технологии, и не только в микрофинансировании, трансформируют мир. Те компании, которые вовремя поняли преимущества данного пути развития, несомненно, выиграют у конкурентов. МФО постоянно совершенствуют технологические подходы к оценке клиентов, способам выдачи займов и созданию оптимальных условий для возврата денег, и за этим – будущее.
Обсудить вопросы повышения конверсии МФО бизнеса и получить советы по его оптимизации от экспертов ECOMMPAY вы сможете на XVII Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование: ТРАНСФОРМАЦИЯ». ECOMMPAY является официальным платежным партнером данного мероприятия. Бронируйте встречу с экспертами компании!
Поделиться: