Пятилетку за три года: микрофинансисты изучают вопрос комиссионного дохода

08.08.2019         1575 просмотров

Александр Куликов,

руководитель коммерческого отдела Европейской Юридической Службы



Александр КуликовНесмотря на продолжающийся рост совокупной чистой прибыли и рентабельности капитала участников микрофинансового рынка (по данным Банка России, в I кв. 2019 г. показатели увеличилась в 4 раза – до 4,1 млрд рублей и 18,5% соответственно), эксперты прогнозируют разворот к сокращению уже до конца этого года. Сам регулятор в последнем обзоре рынка подтверждает, что рост уже сейчас обеспечен  «отдельными участниками».


Происходит это хоть и довольно стремительно, но вполне ожидаемо.

Так, снижение предельно допустимых значений дневной процентной ставки и совокупного размера обязательств заемщика перед МФО началось еще в январе этого года, а готовились многие компании к нему практически весь прошлый год.


Мы видим, что в условиях сокращения процентного дохода, все больше МФО делают ставку на комиссионный доход и расширение сервисных наполняющих, как это было в банковском секторе несколько лет назад. Правда, в отличие от банков, у микрофинансистов, все-таки, меньше времени на «перестройку» бизнес-моделей.


Другая важная тенденция на микрофинансовом рынке – повсеместное ужесточение скоринга. А значит, для каждой компании повышается ценность проверенных заемщиков, важность их удержания «у себя». Фокус работы маркетинговых служб смещается от агрессивного привлечения к повышению лояльности клиентов, снижению риска негатива.


Вероятно, именно по обозначенным причинам МФО так массово стали интересоваться рынком допуслуг и коробочными решениями. Только у нас количество партнеров из сегмента за год выросло на 60%, а есть же еще более привычные микрофинансистам контрагенты, такие как страховые компании.


И если крупнейшие МФО используют те или иные комиссионные решения (страхование имущества и\или жизни, юридические консультации, телемедицину) уже не первый год или, как минимум, прошли первый пилотный период и оказались готовы «слезть с иглы» процентного дохода, игроки поменьше оказались в ситуации, когда им необходимо найти оптимальные решения и перестроить свои бизнес-модели под условным лозунгом «пятилеку за три года», чтобы не оказаться вне рынка. Что интересно, это, видимо, стимулирует их самих выходить на поиск поставщиков коробочных решений, чего ранее не было.


Другое интересное открытие последнего времени для нас заключается в довольно массовом интересе МФО к жизненному циклу своих клиентов. Иными словами, если еще несколько лет назад такая функция комиссионного продукта воспринималась в лучшем случае, как «побочная»  и третьестепенная, сейчас все больше компаний интересуются не только платежной дисциплиной в рамках имеющейся на руках кредитной истории, но тем, что происходит с заемщиков «прямо сейчас», чтобы, например, зафиксировать момент возникновения сложностей в жизни клиента для формирования индивидуального предложения (реструктуризации и т.д.).


В целом, все идет к тому, что все участники рынка за редким исключением рано или поздно сделают выбор в пользу тех или иных коробочных решений. И вопрос продуктовой конкуренции будет стоять уже не в плоскости займов, а в вариативности комбо-услуг и выборе партнеров.



Справка о компании


Лого_ЕЮС.pngЕвропейская Юридическая Служба была создана в 2007 году и стала первым игроком на рынке, оказывающим дистанционные юридические услуги по всем видам права. ЕЮС обладает значительным кадровым потенциалом юристов, практикующих в различных отраслях права. Услуги Компании доступны 24/7/365 и могут оказываться по различным каналам связи: телефон, e-mail, онлайн чат, звонок через личный кабинет.


За 12 лет работы Компании было оказано более 4 миллионов юридических консультаций. Совокупная база клиентов компании составляет более 2 130 000 физических лиц и более 150 000  юридических лиц. На сегодняшний день Компания ведет свой бизнес в 7 странах — Россия, Грузия, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Армения, Польша. В ближайшей перспективе Компания планирует расширить свое присутствие в СНГ, а также в Восточной, Западной Европе и в странах Азии.


В сентябре 2018 года ЕЮС выбрана лучшей юридической компанией в сфере автоматизации юридической деятельности в России, получив награду «LEGALTECH LEADER – 2018», став ранее обладателем федеральной премии «Права потребителей и качество обслуживания». В декабре 2018 года лидер рынка дистанционных юридических услуг - ЕЮС стал победителем национального рейтинга «Право.ru-300» в номинации «Научно-просветительская деятельность». В рамках награждения лидеров страхового рынка 2018 года и его партнеров, участники страхового сообщества отметили наградой ведущую компанию на рынке круглосуточной дистанционной юридической поддержки - Европейскую Юридическую Службу, которая создала «Лучший комиссионный продукт 2018 по мнению страховых компаний». На XIII церемонии вручения премии «Финансовая Элита России», ЕЮС одержала первенство в номинации “Комиссионный продукт года” по мнению банков. По итогам 2018 года ведущая LegalTech компания России – Европейская Юридическая Служба стала обладателем ежегодной премии "Время инноваций 2018" в категории «Юридические компании». Европейская Юридическая Служба занимает лидирующие позиции независимого рейтинга ПРАВО.RU среди юридических компаний на территории России (2-е место среди юридических компаний по количеству юристов). Лауреат премии «Knowledge Ready Organization»  в области управления знаниями, признана самой клиентоориентированной компанией по версии премии Права Потребителей. В марте 2017 года Европейская Юридическая Служба стала лауреатом в номинации «Правовая поддержка болельщиков сборной команды России на EURO2016» на четвертой ежегодной национальной премии «Спорт и Россия 2017». Является первой юридической компанией-партнером Ассоциации Юристов России. Проект «Стадион Наш Общий Дом» реализованный совместно с Российской Премьер-Лигой (ранее РФПЛ) признан лучшим социальным проектом в России. ЕЮС удостоена награды РПЛ (ранее РФПЛ) за «Большой вклад в развитие отечественного футбола». Пятикратный обладатель премии Superjob.ru среди работающих компаний-работодателей, «Привлекательный работодатель — 2014, 2015, 2016, 2017, 2018». Призер премии «Финансовая сфера 2017». В апреле 2018 года Мультиязычный центр поддержки болельщиков ЕЮС стал победителем Национальной премии "Спорт и Россия". А в мае 2018 года Всероссийский правовой диктант ЕЮС стал победителем «Лучших социальных проектов России».


Среди партнеров компании: Российский Футбольный Союз, Российская Премьер-Лига, Российская Шахматная Федерация, Национальная студенческая футбольная лига, ФК Спартак Москва, ХК Спартак Москва, ФК Зенит Санкт-Петербург, ПФК Кристалл Санкт-Петербург, ПАО «Сбербанк», ПАО «Почта Банк», а также другие крупнейшие российские банки, страховые компании и организации.

 



Поделиться: