2020 год – время укрепления рынка и интересных инвестиционных возможностей

27.01.2020         1458 просмотров

Компании, которые специализируются на альтернативном кредитовании в России, продолжают активно внедрять новые ИТ технологии, делая финансовые услуги еще проще и доступнее миллионам людей. О том, как чувствуют себя эти компании сегодня и как они отреагировали на нововведения в законодательстве, рассказал Леонид Дуленков, генеральный директор ООО МФК Экофинанс.

Прошлый год был ознаменован значительными переменами, причиной которым послужили регуляторные изменения, в том числе и понижение процентной ставки до 1%. Мы полагаем, что новых важных законодательных ограничений от регулятора в ближайшее время не последует. Скорее всего, нас ожидают точечные изменения: Центробанк будет вносить небольшие поправки и пояснения к уже существующим законам с целью устранения оставшихся на рынке недобросовестных практик. Поэтому 2020 год – это время проверки на устойчивость выбранных бизнес-моделей и дальнейшего укрепления рынка. Те компании, которые не смогут адаптироваться к изменениям в законодательстве и к стремительному развитию технологичности в сегменте микрофинансирования – могут быть вытеснены более крупными и профессиональными участниками рынка.

- Как этот период адаптации отразится на клиентах, будет ли как-то меняться спектр продуктов, который вы им предлагаете?

Скорее всего, сегмент займов «до зарплаты» постепенно «сойдет на нет» и компании будут развивать линейку в другом направлении. Еще с 2019 года мы, в Экофинанс, предлагаем клиентам займы с погашением в несколько этапов (installment), их доля в нашем портфеле уже превышает 70%. Это очень удобный продукт, который позволяет занять бОльшую сумму и делать выплаты в несколько этапов. Активность и количество наших клиентов только растет, в 2019 году их число выросло почти вдвое.

Некоторые участники рынка стали внедрять навязанные платные услуги: например, смс и страховки. Мы такой подход не считаем клиенто-ориентированным. Чем более креативным, с точки зрения потребительского удовлетворения, является продукт - тем выше клиентская лояльность и эффективность компании в целом. Поэтому мы считаем, что клиент должен прежде всего понимать для чего ему нужны эти допуслуги. Компания должна его этому обучать, чтобы продукт не был навязан, а действительно понятен и необходим клиенту.

Рынок меняется и постепенно переходит в онлайн сегмент, для обеспечения своей конкурентоспособности компании вынуждены развивать высокие технологии и бороться за конверсию. Уже сегодня 58 онлайн-компаний выдают больший объем займов, чем 557 МФО с оффлайновыми точками, так что фокус на технологичность успешно оправдывает себя.

-Что интересного из сферы информационных технологий внедряют финансовые компании в России сегодня?

Говоря о новых технологиях, многие компании сегодня внедряют в работу роботизированные колл-центры, с помощью которых они могут предложить клиентам почти такой же спектр услуг, как человек. Такие роботизированные ресурсы для компании - в разы дешевле и не уступают по качеству исполнения задач. Очень активно развивается система нейронных сетей и искусственный интеллект – за этим стоит огромное будущее, и прогрессивные участники рынка будут внедрять эти технологии, чтобы упростить процессы, а также быстрее и качественнее обслужить клиента.

Экофинанс в данный момент рассматривает разные возможности роботизации своих систем. Например, мы внедрили автоматическую идентификацию клиента по паспорту, анализ и цифровизацию клиентской анкеты и другие современные технологии, которые позволяют проще и быстрее заполнять заявку на получения займа онлайн. Чем проще и быстрее клиент может подать заявку - тем выше конверсия, поэтому будущее за внедрением таких дружеских для клиента инноваций.

Тем не менее, есть много клиентов, которые привыкли к живому общению и доверяют ему больше, чем роботам. Учитывая такой спрос, мы предоставляем клиентам возможность обратиться в службу поддержки и лично решить свой вопрос в считанные минуты. Мы используем технологии по максимуму, и при этом подкрепляем их персонализированным сервисом, решая все задачи просто и эффективно.

Мы продолжаем наращивать количество специалистов в колл-центре, и одновременно внедряем сложную автоматизированную систему мониторинга и анализа запросов, чтобы максимально сократить срок ответа на запрос клиента. Роботизация и внедрение сложной аналитики в службе поддержки и работы колл-центра - это ключевые направления для Экофинанс в этом году.

-Рынок МФК – это еще и возможность для инвестиций, расскажите, чем он интересен инвесторам?

Я считаю, что с точки зрения инвестиций – сегмент МФК очень интересен. Банк России принял достаточно мер, способствующих его максимальной прозрачности и профессионализму его участников, что пошло на пользу как заемщикам, так и инвесторам. Сегодня, это понятный и регулируемый рынок, схожий с банковским, и его можно и нужно рассматривать как выгодную инвестиционную возможность.

По прогнозу аналитиков, ставки по банковским вкладам в 2020 году не будут превышать 6-7%. Привлекательную доходность на финансовых рынках обеспечивают отдельные облигации и акции дивидендных компаний, но для того, чтобы заработать на фондовом рынке инвестору нужен немалый инвестиционный опыт. При инвестировании в МФК сегмент – ставки доходности достигают 22%, и нет необходимости следить за новостями фондовых рынков. Достаточно тщательно выбирать компанию для инвестиции и следить за ее новостями и финансовой отчетностью.

В России достаточно широкое предложение по инвестициям в МФК, ставки по ним в них варьируются от 19% до 20%, в зависимости от риск- аппетита инвестора. Самое важное – соотнести показатели риска и доходности, и тогда уже принимать решение о том, в какую именно компанию вложиться. Нужно внимательно ознакомиться с финансовой отчетностью и основными показателями деятельности компании – все, как при инвестировании в классические финансовые инструменты.

Современные финтех компании, такие как Экофинанс, это действительно крупные и профессионально работающие компании. По безопасности инфраструктуры, по ИТ ресурсам, по масштабам деятельности - их можно соотнести с банками. Поэтому сегодня этот сегмент максимально интересен с точки зрения доходности.

Да, на рынке присутствует некоторая нервозность со стороны инвесторов, так как в прошлом году несколько крупных МФК потеряли лицензии, но нужно понимать, что в любом бизнесе случаются и ликвидации, и банкротства, поэтому недобросовестное ведение дел одними компаниями - не говорит о недобросовестности рынка в целом. Как раз наоборот, сейчас рынок становится все более профессиональным и продолжает развиваться. Важно правильно и грамотно оценить компанию, в которую инвестировать и сделать хорошо взвешенный выбор.

-Чем отличился, запомнился 2019 год для вашей компании? Как будет меняться стратегия Экофинанс в этом году?

2019 год запомнился в Экофинанс тем, что в силу законодательных изменений, нам приходилось очень быстро перестраиваться и адаптироваться к новым реалиям. Для этого потребовалось много ресурсов с точки зрения технологий и менеджмента. Здесь я хочу выразить благодарность нашей команде - за умение создать бизнес модель, которая сегодня работает успешно и эффективно.

Что касается этого года, то мы будем поддерживать текущую бизнес модель, исходя из рыночных изменений и потребностей клиентов. Наши приоритеты в 2020 году – значительное увеличение объемов бизнеса и диверсификация продуктовой линейки.

Источник: МФК "Экофинанс"