Девушки, старые «цбшники» и права потребителя

29.09.2016         2108 просмотров

На форуме MFO RUSSIA 2016, который прошел 28 сентября в Москве в Центре международной торговли, участники обсудили проблемы отрасли микрофинансовых организаций, рассказали о готовности лечь костьми, защищая права потребителей, порассуждали о важности саморегулирования, а также померились числом представительниц прекрасного пола в своих компаниях.

Для начала Алексей Саватюгин, президент НАУМИР, поздравил присутствующих в зале представителей ломбардов с их профессиональным праздником, напомнив, что именно 28 сентября 1618 года в Брюсселе открылось первое подобное официальное учреждение - Дом Ломбарди, услугами которого впоследствии пользовались даже члены королевских семейств.

На этом позитивные моменты в выступлении Алексея Саватюгина в общем-то закончились. Дальше он говорил о нелегких временах для рынка МФО и вызовах, которые несет ему макроэкономика вкупе с регулятором. Самым главным вызовом, по его словам, является падение реального уровня доходов населения. "Нас сегодня не столько волнуют цены на нефть и курс доллара (поскольку мы работаем с рублем), сколько снижение доходов населения и падение потребительской активности", - сказал Алексей Саватюгин.

При этом поводом для оптимизма он назвал предположения экспертов, которые считают, что хуже, чем сейчас, уже не будет. "В этом году нашу экономику, по официальным прогнозам, ждет падение, очень сильно сократилось кредитование малого и среднего бизнеса. Однако в 2017 году может быть небольшой плюс. Инфляция остановлена, потребительское кредитование прошло дно. Есть надежда, что методы, которые российское правительство предпринимает для оздоровления экономики, дадут результат", - поделился эксперт сдержанным оптимизмом.

Традиционно (для всех мероприятий последних лет с участием представителей финансового рынка) поговорили и о регуляторе. Как рассказал Эльман Мехтиев, исполнительный директор Ассоциации российских банков, который был модератором вступительной сессии форума, один из его знакомых банкиров накануне посетовал, что "рынок устал сам решать вопросы" по совершенствованию самого себя, и что его участники хотят услышать внятные ответы на многие вопросы от государства.

В свою очередь Илья Кочетков, начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, отметил, что, на его взгляд, сложившийся сегодня уровень взаимодействия участников рынка с регулятором можно назвать оптимальным. "Я старый "цбшник", работаю в структуре Банка России уже больше 20 лет. Могу сказать, что так часто и много, как сейчас, регулятор никогда не советовался с бизнесом. Финансовые чиновники сидели в своих кабинетах и делали то, что сами считали правильным для рынка. Мы думали, что сами знаем, как лучше. Но сейчас все иначе. Лично за себя могу сказать, что очень сильно изменил свое отношение к роли профессионального сообщества", - сказал Илья Кочетков. По его словам, рынок МФО - это очень сложный и емкий сегмент. "У нашего микрофинансового управления на сегодня насчитывается 17 тыс. подконтрольных субъектов. Регулятор не может решать его вопросы без участия игроков. У нас одна главная общая задача - повышать привлекательность рынка МФО, обеспечивать честную конкуренцию, понятные единые для всех правила игры", - продолжил чиновник ЦБ.

Илья Кочетков заметил, что целью Центробанка является также очищение рынка от недобросовестных компаний. При этом он высказался за дифференциацию требований к разным МФО в зависимости от рисков, с которыми они работают. Топ-менеджер ЦБ также выразил сожаление, что в СМИ сегодня создается негативный образ микрофинасовых организаций: "Рынок вовсе не так плох, как пишут журналисты. СРО надо работать в направлении улучшения имиджа МФО". Он призвал собравшихся присылать в ЦБ "истории в хорошим концом" для клиентов, которые были в практике микрофинансовых компаний. "У кого есть хорошие истории - пишите", - попросил чиновник.

Алексей Чирков, экономический советник Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ, рассказал о ключевых требованиях, которые регулятор сегодня предъявляет к участникам рынка по части обеспечения интересов клиентов. В первую очередь, эти требования касаются информационной открытости МФО, регламентируют объемы и способы раскрытия данных. Также ЦБ призывает компании ответственно подходить к комплектации штата и правилам взаимодействия сотрудников с клиентами. В список установок главного банка страны также входят рекомендации по решению споров в досудебном порядке, ограничению числа выдач коротких займов в одни руки и их пролонгаций течение года.

Впрочем, по словам Алексей Чиркова, все эти требования ничего не значат, если потребитель не имеет доступа к финансовым услугам или если он плохо представляет себе, какие именно услуги ему нужны. "Никакие меры по защите прав клиента не имеют ценности, если его уровень финансовой грамотности близок к нулю, если он не имеет полной и объективной информации о продуктах, которые предлагают МФО", - заметил представитель ЦБ РФ.

MFO RUSSIA 2016

Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

О защите прав потребителей говорили, пожалуй, больше всего. Причем далеко не последняя роль в этом направлении отводится саморегулируемым организациям (СРО), членство в которых сегодня по закону обязательно для всех МФО. В частности, Андрей Паранич, заместитель директора СРО МиР, рассказал, что сейчас профессиональное сообщество разрабатывает базовый стандарт о защите прав потребителей для создания на рынке понятных и стабильных правил игры. Он предполагает полное раскрытие информации об условиях получения микрозайма (в том числе в рекламных декларациях), взаимодействие с потребителем, обработку жалоб и обращений клиентов, а также работу с просроченной задолженностью.

Эдуард Арутюнян, директор СРО МиР, призвал коллег активнее бороться с теневым рынком в сфере микрозаймов. "Я прошу всех сообщать об известных случаях работы "черных кредиторов". Выявлять и рассказывать нам", - обратился он к собравшимся. По словам Эдуарда Арутюняна, чем лучше заемщики и сами МФО будут защищены от недобросовестных участников рынка, тем больше будет будут доверять и рынок будет развиваться.

Евгений Бернштам, председатель совета директоров группы ADELA FINANCIAL RETAIL (включает МФО "Домашние деньги") выразил огорчение по поводу того, что среди присутствующих в зале в этом году оказалось меньше представительниц прекрасного пола, чем на предыдущих ежегодных форумах. "У нас в компании "Домашние деньги" около 65% персонала - женщины", - похвастался он. Чуть позднее тему поддержал сидящий в зале представитель компании "Быстрые деньги", заявивший, что в этой МФО мужчин - только одна пятая часть. Остальные - девушки...

Конечно, как выступление Евгения Бернштама, так и вопросы его коллеги из "Быстрых денег" были посвящены отнюдь не гендерной теме. Глава ADELA FINANCIAL RETAIL затронул очень важную для рынка МФО тему - очищения от фирм-одиночек и мошенников. По его словам, сейчас на уровне института саморегулирования необходимо обязать все МФО проходить аудиторскую проверку перед тем, как они будут занесены в реестр ЦБ.

Москва


Поделиться: