Елена Стратьева: «Те, кто хочет работать честно и соблюдая интересы своих клиентов, сами стимулируют к исключению с рынка недобросовестных игроков»
В последние год-полтора саморегулирование в микрофинансовой сфере развивается достаточно динамично. Профессиональные объединения выполняют ряд функций по надзору и контролю за деятельностью участников рынка, прописывают базовые стандарты, разрабатывают подзаконные акты и многое другое. О проблемах и перспективах микрофинансовой отрасли мы беседуем с директором саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие» (СРО «МиР») — Еленой Стратьевой.
— Елена Сергеевна, расскажите, пожалуйста, какие основные задачи стоят перед СРО «МиР» во втором полугодии 2019 года.
— Не могу сказать, что они как-то кардинально отличаются от задач, которые стояли перед нами раньше и от нашей миссии в целом — способствовать развитию цивилизованного зрелого рынка микрофинансирования в России. Вместе с тем, этот год является знаковым как для нас, так и для всего рынка: Банк России передает СРО МФО ряд новых контрольных функций, главная из которых — первичная проверка отчетности. В начале года мы полностью перешли на электронное взаимодействие с членами – запустили личный кабинет, с помощью которого теперь и осуществляем сбор и обработку отчетности. Сейчас мы сфокусированы на совместном с регулятором налаживании этой системы. Думаю, второе полугодие должно для нас стать периодом «шлифовки отношений» с участниками рынка: первые два контрольных периода показали, что далеко не все компании готовы и/или хотят сразу перестроиться на новый порядок работы (многие нарушают сроки сдачи отчетности, до сих пор возникают вопросы о порядке загрузки файлов, шагах, которые нужно предпринять, если в них обнаруживаются ошибки и так далее).
Разумеется, мы не будем ограничиваться только контрольной функцией. Важнейшим направлением нашей работы была и остается помощь членам объединения. Бытует мнение, что рынок МФО не сильно регулируется. Оно ошибочно. Только в конце 2018 – первой половине 2019 гг. было принято множество новых регуляторных требований, которые должны в значительной степени изменить его лицо. Именно на нашем рынке сильно развит институт саморегулирования: базовые и внутренние стандарты деятельности, которые разработаны самими компаниями и во многом гораздо строже законов. Поэтому для нас важно помочь нашим членам адаптироваться к изменениям, чтобы те компании, которые хотят работать качественно и в полном согласии с буквой закона, не пали случайными жертвами целой лавины регуляторных новаций. Для этого мы продолжаем совместно с партнерами наращивать количество бесплатных учебных мероприятий для компаний.
Следующее направление — GR. Мы понимаем, что, к сожалению, микрофинансирование не всегда воспринимается объективно. Очень много ошибок и перегибов, очень много непропорционального регулирования. И наша задача — разъяснять, объяснять, аргументировать, доказывать, и эта работа также будет продолжена.
Осенью мы готовим не только свое традиционное публичное мероприятие MFO Russia Forum, но и активно участвуем в формировании программ практически всех остальных ключевых форумов и конференций рынка — конференции «Микрофинансирование: международный опыт», которая состоится в Чехии, Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности. Всё это также делается для того, чтобы такие мероприятия были максимально полезны рынку. Не скажу, что это сложно: в СРО «МиР» входят крупнейшие игроки (совокупный объем портфеля займвой наших членов составляет 70% от всего рынка). Поэтому именно они генерируют интересную практику, кейсы, которые можно масштабировать.
— С какими проблемами чаще всего обращаются участники профобъединения?
— Прежде всего, члены СРО «МиР» обращаются с вопросами, касающимися исполнения законодательства. Некоторое время назад бытовал такой миф, что банки регулируются очень строго, а МФО — мало регулируемый рынок. Как я уже говорила ранее, на сегодняшний день это не так. В законодательстве много параллельного, что распространяется и на банки, и на микрофинансовый рынок (№353-ФЗ, №230-ФЗ и №115-ФЗ).
СРО «МиР» стояла у истоков всех базовых стандартов (распространяющихся на весь рынок), возглавляла эту работу и собственно наполняла документы. В настоящее время идет их доработка, точно так же над этим работаем мы. Поэтому вопросы по этим документам поступают не только от наших членов, но и от членов других СРО.
— Говоря о перезапуске работы Комитета по стандартам и правилам микрофинансовой деятельности, какие мероприятия намечены на ближайшее время?
— Комитет по стандартам и правилам микрофинансовой деятельности был создан, когда только началась работа над формированием внутреннего правового поля СРО «МиР». Деятельность этого комитета немного приостановилась, когда работа над базовыми и внутренними стандартами была завершена. Со временем ситуация изменилась. Потребовалась доработка и изменение не только базовых стандартов, но и внутренних нормативных актов СРО, следовательно, потребовалось и возобновление работы Комитета.
Комитет по стандартам и правилам микрофинансовой деятельности будет заниматься доработкой внутренних стандартов, положений. Это особо актуально в настоящее время, когда идет формирование контрольной среды, как раз в рамках передачи функций от Банка России. Это, прежде всего, заключается в переработке всех существующих документов и разработке новых документов, которые касаются именно контрольной функции.
— При разработке Базовых стандартов, какие аспекты, по Вашему мнению, станут наиболее важны?
— За время наработки практики после принятия базовых стандартов (2017–2019 гг.) обозначились 2 направления для дальнейшей их корректировки.
Первая сторона вопроса продиктована интересами компаний. Мы увидели и признаем, что в документах есть нормы, которые усложняют деятельность компаний, но не решают поставленных задач. Эти нормы нужно доработать, докрутить для того, чтобы они все-таки работали. Кроме того, есть нормы с двояким толкованием. А когда норму можно понимать по-разному то, всегда есть вероятность, что решение о привлечении к ответственности можно обжаловать. Поэтому очень важно найти более корректные формулировки, чтобы исключить неоднозначное толкование.
Вторая сторона касается интересов заемщиков и борьбы с недобросовестными практиками. В процессе применения Базового стандарта по защите прав потребителей финансовых услуг, мы обнаружили, что существуют пути обхода некоторых норм. Кроме того, на рынке, к сожалению, сохраняются практики, формально являющиеся законными, но вредные для граждан. Их нужно учитывать в новой версии документа.
В дальнейшем, я думаю, эти два направления будут сохраняться в плане шлифовки базовых стандартов.
Очень важно, что проекты стандартов анализируют и корректируют сами участники рынка. Это элемент осознанности, зрелого саморегулирования. Также важно понимать, что никто, кроме самих компаний не сможет полноценно оценить, насколько вообще та или иная норма выполнима. Можно назвать это и правильной конкуренцией: когда те, кто хочет работать честно и соблюдая интересы своих клиентов, сами стимулируют к исключению с рынка недобросовестных игроков.
Наиболее прогрессивные участники рынка смотрят на далекую перспективу: любые токсичные практики сказываются репутационно на всем рынке. Имидж, в свою очередь, отражается на регулировании. С каждым годом все больше компании это понимают и стараются эти негативные вещи вычищать. Базовые стандарты — это инструментарий. Они никогда не дублируют законы. Это всегда их дополнение и расширение. Сегодня путем базовых стандартов, мы регулируем себя гораздо жестче, чем многие другие фининституты.
Источник: "Всё о саморегулировании".
Поделиться: