ALL-SRO.RU: Елена Стратьева о влиянии пандемии на саморегулирование микрофинансовых организаций
Источник: Информационный портал "Всё о саморегулировании"
Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на развитие всех сфер отечественной экономики. В сложившихся условиях отраслевые саморегулируемые организации активно приступили к поддержке своих членов. В этой связи о переменах на рынке микрофинансовых организаций, а также о действиях СРО, направленных на поддержку отрасли, нашему порталу рассказала директор СРО «МиР» Елена Стратьева.
- Как пандемия повлияла на саморегулирование, отрасль и вашу СРО?
- Микрофинансовый рынок, как и большая часть других секторов российского бизнеса в целом, безусловно, уже ощутил негативные эффекты от распространения COVID-19. И чем они острее, тем важнее роль СРО в решении возникающих вопросов. Согласно нашему опросу, проводимому в марте, лишь 3% наших членов не испытывали особенных сложностей, связанных с ситуацией. Проблемы, с которыми сталкивается большинство, можно разделить на «хозяйственные» и «потребительские».
Первая категория связана с временными изменениями бизнес-моделей, переводом сотрудников удалённый формат работы, и так далее. Вторая,- более многогранна и вариативна, и связана с непредсказуемым в условиях ЧС поведением потребителей финансовых услуг (в т.ч. с так называемым «потребительским экстремизмом», когда положенными пострадавшим от эпидемии льготами пытаются воспользоваться лица, финансовое положение которых де-факто не ухудшилось, желающие просто уклониться от выполнения обязательств по договору).
Что касается СРО «МиР», то влияние пандемии непосредственно на нас очень простое и предсказуемое – у нас значительно увеличился объем работы по всем основным направлениям деятельности: регуляторной, информационной и просветительской, экспертной. Мы достаточно оперативно смогли перевести аппарат объединения на удаленную работу еще в середине марта, поэтому к началу «пика трудностей» наших членов были готовы полноценно оказывать им поддержку без отвлечения на свои собственные. Единственное существенное изменение в порядке нашей работы – мы приостановили очные проверки. Они осуществляются сейчас только дистанционно, но по всем правилам. Основной массив данных, проверяемых СРО, касается документов МФО (внутренние регламенты, договоры займа и т.д.), что позволяет нам делать запросы и изучать их на предмет нарушений «из дома».
Возвращаясь к рынку в целом и «отношениям» игроков с СРО, то всё очень подвижно. Так, если в середине марта мы были больше сфокусированы на том, чтобы помочь им перестроиться на дистанционный формат работы, то сейчас мы больше сосредоточены на вопросе обеспечения для них новой регуляторной среды, позволяющей выполнять все новые требования клиентов и властей.
- Как именно СРО помогает своим членам в сложившихся условиях?
- Помощь можно разделить на направления (соответственно направлениям видов деятельности, о которых я говорила ранее).
Первое – регулирование. Мы значительно чаще обычного направляем в Банк России и иные госорганы и ведомства предложения по изменению правил работы сектора, а также запросы на разъяснения отдельных положений выходящих нормативных документов. Находимся с ними в постоянном диалоге по вопросам поддержки рынка.
Для описанных выше изменений необходима и обратная связь от МФО, поэтому вторым направлением я бы поставила обеспечение оперативной коммуникации рынка и регулятора. Так, только за март мы провели около 10 специальных опросов наших членов.
Третье – информирование членов и экспертиза, которой может и должна делиться СРО. В колоссальном потоке самых разных данных, который мы сейчас наблюдаем, «заблудиться» может абсолютно любой. И, конечно, бизнесу сейчас не до самостоятельного сбора и обработки всей необходимой информации. Помимо того, что мы нарастили количество рассылок и публикаций на сайте более чем на 50% в сравнении со среднерыночными показателями «мирного времени», мы изменили каналы и форматы подачи информации. Так, на нашем сайте появилась sos-страница для МФО, на которой собрано всё самое необходимое: полный перечень рекомендационных писем Банка России и СРО, ссылки на ключевые законы, указы, принимаемые в последние дни, экстренные бесплатные обзоры правовой информации, ответы СРО на часто задаваемые МФО вопросы. Мы открыли «прямые линии» с директором СРО, на которых МФО могут задать интересующие их вопросы, провели вебинар (и проведем еще не один), касающийся всех основных аспектов работы компаний в период COVID-19, с практическими кейсами по снижению трудностей. При этом мы сделали его открытым – не только для членов объединения, и даже не только для МФО, но вообще для всего микрофинансового рынка – МФО, кредитных кооперативов, ломбардов. Потому что, к сожалению, практика показала, что не все объединения оказались готовы оказывать необходимый уровень поддержки, в т.ч. информационной, компаниям.
В целом, что касается экспертизы, то я вижу основной задачей СРО не только предоставление собственной экспертизы, но и обеспечение работы площадок, на которых участники рынка могут обменяться ею между собой. Поэтому отдельно хочу выделить одно мероприятие. В конце марта должен был состояться большой отраслевой форум, организуемый СРО «МиР». Абсолютно без лишней скромности – крупнейший и ключевой для рынка. Мы не стали его отменять совсем, как это уже сделали многие организаторы форумов финансового рынка, а только перенесли на конец апреля и перевели в дистанционный формат. Мы также актуализировали программу и теперь в каждой сессии форума будут рассмотрены вопросы, как «плановые», так и связанные с текущими трудностями. Обратная связь от рынка подтверждает, что это тоже значительная экспертная поддержка.
- Какие прогнозы может дать СРО по ситуации в отрасли?
- Сейчас очень тяжело прогнозировать развитие ситуации даже на неделю вперед. Что точно можно говорить, так это то, что по итогу первого полугодия, в совокупном объеме микрозаймов вырастет доля онлайн-займов. В последние дни я слышу много практически апокалиптических «околоэкспертных» прогнозов, касающихся чуть ли не вымирания всех компаний, выдающих займы «на местах». МФО, в т.ч. обеспечивают уровень финансовой доступности в отдаленных от центра регионах, работают в тех населенных пунктах, где и банков зачастую нет, а также с клиентами, у которых ограничен доступ к дистанционным каналам получения финансовых услуг. Так что все подобные «предсказания», конечно, - крайность. Такого не будет.
Что касается рынка в целом, очень многое будет зависеть от дальнейших действий регулятора, а также от того, как эффективно сработают все СРО.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru
Поделиться: