Дозарплатные услуги
Банки осваивают выдачу микрозаймов
Банки начали активно переманивать клиентов микрофинансовых организаций (МФК), предлагая им краткосрочные небольшие ссуды. Стоимость банковского продукта значительно ниже, чем займа в МФО, однако проекты кредитных организаций ориентированы в основном на действующих карточных клиентов. Да и традиционные для микрозаймов высокие риски банкиры принимать пока не готовы.
Опрос, проведенный “Ъ”, показал, что все больше крупных банков предлагают своим клиентам так называемые займы до зарплаты (до 30 тыс. руб., сроком на месяц). В большинстве случаев такие продукты рассчитаны на зарплатных клиентов. Такие проекты реализуют Сбербанк, Альфа-банк, Почта-банк, изучают направление и другие крупные игроки.
Банковские микрозаймы весьма востребованы. Так, например, сервисом Сбербанка «Деньги до зарплаты» воспользовались более 100 тыс. клиентов за два месяца, а общая сумма выдач превысила 1 млрд руб. Сервис был запущен банком в мае 2021 года. В октябре прошлого года Почта-банк запустил сервис «Запасной кошелек», с помощью которого можно занять у банка до зарплаты или пенсии до 10 тыс. руб. Если погасить всю задолженность до даты следующего платежа (в течение месяца), то комиссии за обслуживание не будет. Сервис подключили несколько десятков тысяч человек.
Похожий проект есть и у Альфа-банка. Банк позволяет в рамках зарплатного проекта получать деньги вперед неограниченное число раз, и за месяц таким образом можно получить до 80% зарплаты вперед. Свой сервис коротких займов разрабатывает и «Тинькофф», однако банк пока не раскрывает детали проекта. Есть спрос со стороны клиентов, предложение будет востребованным, прокомментировали свои планы в банке.
Те банки, которые пока не имеют подобных проектов, предпочитают учиться на ошибках коллег. В ВТБ отметили, что большинство банков смотрят в этом направлении, видя в нем «более клиентоориентированный путь решения финансовых трудностей граждан, чем займы в МФО». Займы до зарплаты в будущем видятся как важный элемент сервиса, который будет пользоваться большим спросом, согласен управляющий директор по кредитным розничным продуктам Райффайзенбанка Андрей Спиваков. Однако пока банк не видит особого интереса к таким микрозаймам, говорит он.
Микрофинансисты сдаваться без боя не намерены. В целом потребности граждан в заемных средствах до 30 тыс. руб. чаще реализуются в МФО, подчеркивают участники рынка. По мнению директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, это связано с относительно высокими требованиями к кредитному качеству заемщиков со стороны банков. И хотя движение в сторону «соседнего» сектора является двусторонним — происходит не только в секторе МФО (из-за ужесточившегося во время кризиса скоринга часть традиционных банковских клиентов перешли в МФО), но и в банковском, в этих процессах глобальной угрозы для сегмента МФО нет, уверен председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев.
«Из-за разного фондирования банки могут предложить меньшую ставку по собственным аналогам краткосрочных займов, однако здесь объективно не может быть большого проникновения в клиентскую базу МФО,— уточняет он.— Аппетиты к риску у банков очень ограниченны». По данным ЦБ, у банков средняя полная стоимость кредита по подобным продуктам составляет около 15,7%. На таких условиях банки могут забрать лишь «лучших заемщиков», считает господин Мехтиев. Аудитории у займов МФО и банковских продуктов совершенно разные, согласен гендиректор «Юником24» Юрий Кудряков: «Банки предлагают этот продукт для зарплатных клиентов, в чьей платежеспособности уверены. МФО же работают с людьми, которые имеют доход, но не имеют возможности его подтвердить».
Источник: Коммерсантъ
Поделиться: