Микрофинансистов раскрыли: МФО будут должны предоставлять клиентам больше информации о себе

18.08.2021         313 просмотров

ЦБ уточнил стандарты раскрытия информации МФО для своих клиентов. Помимо традиционных данных по структуре управления, устава и прочих организационных документов потребуются данные о собственниках, бухгалтерская отчетность за несколько лет, и еще ряд значимых документов. Это должно повысить прозрачность рынка. Но не все его участники могут справиться с раскрытием такого объема информации. Как нет и гарантии, отмечают эксперты, что потребители будут изучать ее и делать разумные выводы.

Банк России опубликовал 17 августа обновленный перечень информации, необходимой к раскрытию для компаний микрофинансового сектора. Так, с 1 октября МФО обязаны раскрывать результаты финансово-хозяйственной деятельности: порядок выдачи займов и привлечения денег, контактные данные организации, включая информацию о руководителях, а также сведения о предписаниях, ограничивающих выдачу займов и привлечение денег, говорится на сайте регулятора. Кроме того, МФО должны сообщать, куда клиенты могут пожаловаться и как направить обращение финансовому уполномоченному.

В Банк России за шесть месяцев 2021 года на рассмотрение поступило 125,1 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Из них 13,1% — на МФО и КПК. Общее число обращений сократилось на 15,6 п. п., однако число жалоб на МФО и КПК увеличилось на 4 п. п.

Сейчас компании сектора должны раскрывать организационную информацию, прежде всего данные о структуре управления, устав. «Новые требования позволят сделать работу микрофинансовых институтов более понятной и прозрачной для потребителей. Потенциальные клиенты смогут более осознанно принимать решения»,— поясняют инициативу в ЦБ.



Требования регулятора вполне обоснованы, соответствуют концепции повышения прозрачности рынка и направлены на повышение лояльности клиентов, согласна руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Кроме того, подробное раскрытие всей этой информации поможет избавить младший менеджмент МФО от дополнительных лишних вопросов и траты времени на разъяснения и консультации — можно будет просто предоставить ссылку на соответствующий раздел или выдать готовый документ, считает эксперт.

Без предоставления информации всеми игроками в единообразных объемах у клиентов не будет формироваться культура выбора финансовых институтов и потребления, говорит директор СРО «МиР» Елена Стратьева. При этом, по ее словам, большинство крупных и средних игроков уже раскрывают даже большие объемы информации о своей деятельности. Действительно, на сайтах ряда участников рынка, особенно имеющих публичные выпуски ценных бумаг, можно найти и данные по бенефициарам, и разнообразную финансовую отчетность. Но потребители указанной информацией могут даже не воспользоваться, сетует она.


Директор по правовым и корпоративным вопросам ГК Eqvanta Александра Новицкая не исключает, что ЦБ готовится к массовой дистанционной проверке наличия таких сведений на сайтах МФО.

Но для добросовестных МФО новые нормы будут логичным поступательным шагом, а не «авральным», хотя нововведения и могут стать трудозатратными для небольших игроков, предостерегает госпожа Стратьева.

Впрочем, как считает гендиректор IDF Eurasia Ирина Хорошко, не стоит ожидать массового ухода с рынка. Покинуть рынок могут те, кто и ранее не соблюдал правила по раскрытию информации, считает госпожа Стратьева, вряд ли они будут соблюдать и обновленные требования. «Исполнение новых требований регулятора будет очень хорошим маркером и проверкой на недобросовестность»,— полагает госпожа Лазарева. Компании, пренебрегающие соблюдением прав потребителей, добавляет она, рано или поздно «уйдут в тень и там попадут уже в поле зрения правоохранительной системы».

Источник: Коммерсантъ