В нотариате готовы к запуску электронного сервиса по розыску имущества наследодателей в банках
Источник: Федеральная нотариальная палата
В нотариате готовы к официальному запуску нового электронного сервиса по розыску имущества наследодателей в кредитных организациях. Сервис заработает на всей территории страны уже с сегодняшнего дня и будет доступен для всех территориальных банков ПАО Сбербанк.
Пилотное тестирование нового сервиса совместно с ПАО Сбербанк началось еще в начале этого года. Первыми передовую технологию смогли испытать нотариусы, работающие с Северо-Западным и Поволожским подразделениями ПАО Сбербанк. Для них тестовая эксплуатация сервиса началась еще в марте 2020 года. Позднее эффективность разработки оценили в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке. С 20 июля сервис становится доступен всем нотариусам России для направления запросов в любые территориальные отделения ПАО Сбербанк.
При этом технологические возможности сервиса рассчитаны на работу с различными кредитными организациями. Уже в скором времени к сервису подключится еще один крупный российский банк — ВТБ. Кредитная организация подписала соответствующее соглашение с Федеральной нотариальной палатой и приступила к проведению необходимых технических работ.
Цель разработки — повысить эффективность и скорость взаимодействия нотариусов и банков в части выявления входящих в состав наследства средств с банковских счетов и вкладов умерших. Сервис будет функционировать на базе Единой информационной системы нотариата и заменит прежнюю опцию «Запросы в банк», которая использовалась для получения сведений о счетах и вкладах наследодателя в ПАО Сбербанк. В отличие от своего предшественника, новый сервис универсален и может быть применен для работы с различными кредитными организациями. Кроме того, он позволяет выяснить наличие у наследодателя обезличенных металлических счетов, счетов ДЕПО, банковских ячеек и прочих продуктов кредитной организации. То есть рисков того, что какая-то часть наследственного имущества останется необнаруженной, теперь будет значительно меньше.
Немаловажно, что благодаря новой технологии нотариус получит сведения и о долговых обязательствах наследодателя, которые по закону также входят в состав наследственной массы. Таким образом, наследники больше не столкнутся с внезапной необходимостью выплачивать кредиты родственников, которых уже нет в живых. Состав наследственной массы в части банковских сбережений и долгов будет известен заранее, и, уже оценив его, наследник сможет принять взвешенное решение о принятии либо об отказе от причитающегося ему наследства.
Выход на новый этап электронного взаимодействия между нотариусами и кредитными организациями — это также существенное сокращение сроков обработки запросов нотариусов и получения ими полных сведений о том или ином клиенте банка. Теперь ответ из банка может быть получен уже в течение нескольких часов после обращения нотариуса. Если наследодатель оставил после себя завещательное распоряжение правами на денежные средства в банке, срок рассмотрения запроса нотариуса увеличится, но не будет превышать 12 календарных дней. Таким образом, нотариус сможет получить максимально точную и полную информацию о составе наследственной массы в течение отведенных для этого законом шести месяцев, и процесс оформления документов для наследников не затянется на месяцы или годы.
В перспективе ожидается подключение к сервису как можно большего числа кредитных организаций. Электронный вариант взаимодействия нотариусов с банками зарекомендовал себя как наиболее оперативный и действенный способ получения достоверной и актуальной информации о счетах и вкладах наследодателей. Альтернативный вариант направления запроса — почтой — не гарантирует своевременного получения письма адресатом, а иногда и вовсе приводит к потери писем, вследствие чего процесс установления наследственной массы затягивается на неопределенный срок. Тем более неэффективным бумажный документооборот оказывается, когда неизвестен даже приблизительный перечень банков, где могли бы храниться средства наследодателя. На сегодняшний день в стране работает свыше четырехсот кредитных организаций, и направление писем в каждую из них — большая по объему работа, занимающая массу времени и требующая, в том числе, значительных финансовых затрат.
Поделиться: