Определить качество заемщика МФО поможет единый портал
17 ноября 2014 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялся круглый стол по вопросу создания Единого информационно-сервисного портала для определения качества заемщиков МФО, организованный СРО НП «МиР» совместно с Информационным агентством «МФД-ИнфоЦентр» в рамках заседания Подкомиссии по доступности финансовых услуг РСПП.
В мероприятии приняли участие представители саморегулируемой организации НП «МиР», информационного агентства «МФД-ИнфоЦентр», Национального бюро кредитных историй, компании FICO и ведущих микрофинансовых организаций. Участники круглого стола обсудили перспективы создания единого портала, оказывающего широкий набор услуг по оценке качества заемщика на основе данных крупнейших кредитных бюро и новейших скорринговых моделей с учетом специфики микрофинансового бизнеса.
Андрей Паранич, директор СРО НП «МиР», отметил, что одно из преимуществ МФО – быстрота принятия решения по займу. Для того чтобы это решение было правильным, микрофинансовым организациям крайне важно получать качественную информацию о заемщике в сжатые сроки. Однако большинство участников микрофинансового рынка – это компании с небольшим портфелем займов, а потому цена каждого запроса в БКИ или систему скоринга для них достаточно высока. По мнению СРО НП «МиР», создание Единого информационно-сервисного портала для определения качества заемщиков, будет способствовать снижению стоимости таких услуг, что поможет повысить качество портфелей МФО и в перспективе положительно скажется на устойчивости и прозрачности всего микрофинансового рынка.
Анастасия Рыкунова, исполнительный директор «МФД-ИнфоЦентр», отметила, что возможность получения единого сервиса по оценке заемщика будет полезна как МФО с высокой степенью автоматизации процессов, так и организациям, еще не создавшим разветвленную IT-инфраструктуру. Выступая как агрегатор и провайдер информации между данными БКИ, скорринговыми моделями FICO и микрофинансовыми организациями, «МФД-ИнфоЦентр» предлагает создать качественный и недорогой сервис, одинаково удобный и доступный для всех МФО.
Александр Пружинин, бизнес-аналитик НБКИ, рассказал о дополнительных услугах, которые кредитное бюро предоставляет своим клиентам. На данный момент НБКИ предлагает сервис скоринга заемщика (как основанного на данных самого кредитного бюро, так и построенного на оценке совокупности социально-демографических факторов), выявления фрод-факторов, проверки паспортов по базе ФМС и информации об автомобилях, находящихся в залоге. Он отметил, что после организации единого портала микрофинансовые организации смогут воспользоваться данными услугами по специальным тарифам: снижение цены произойдет за счет объединения потоков запросов от нескольких МФО (пользователей портала) в единый канал.
Елена Конева, директор по развитию скорингового бизнеса FICO, рассказала об особенностях последней версии скоринговой модели, разработанной компанией. Данная скоринговая модель была построена исключительно на данных российских заемщиков с учетом как информации о банковских кредитах, так и о займах в МФО. Она отметила, что проведенные в ряде МФО тестовые испытания показали высокую эффективность скоринга для микрозаймов. Представитель FICO предложила на выбор несколько возможных сценариев взаимодействия в рамках Единого информационно-сервисного портала: от использования существующей скоринговой модели в неизменном виде до разработки специализированного инструмента на основе данных МФО – участников проекта.
По результатам обсуждения участники круглого стола приняли решение о начале работы над созданием Единого информационно-сервисного портала для МФО. Информационное агентство «МФД-ИнфоЦентр» разработает для МФО, заинтересованных в присоединении к проекту, анкету, которая поможет уточнить потребности микрофинансового рынка, а также технические возможности участников процесса. В дальнейшем разработчики Единого информационно-сервисного портала будут ориентироваться на результаты анкетирования для создания сервиса, удобного для микрофинансовых компаний.
Поделиться: