Современна МиФОлогия: чем реальное микрофинансирование отличается от ожиданий общественности

01.06.2021         614 просмотров

Микрофинансовый рынок по-прежнему остается одним из самых мифологизированных: несмотря на ужесточение регулирования, очищение от недобросовестных практик и его беспрецедентную открытость, общие представления людей об отрасли зачастую абсолютно расходятся с реальным процессами, в ней происходящими. О том, как на самом деле выглядит российское микрофинансирование, сегодня журналистам из более чем 20 регионов России рассказала Елена Стратьева, директор СРО «МиР».

fG-flnUvPO4.jpgСеминар с руководителем объединения состоялся в рамках весенней сессии Всероссийского конкурса региональной финансовой журналистики «Рублевая зона», которая прошла в г.Чебоксары 31 мая-1 июня 2021г.

Наиболее распространенными Елена Стратьева назвала пять заблуждений об МФО и с помощью аналитики предметно объяснила, почему же они расходятся с реальностью.

«Этот миф – самый «древний», и уверена, в этой аудитории говорить о нем излишне. Поэтому я не буду на нем подробно останавливаться, просто напомню, о наличии регулятора в лице Банка России, развитого института саморегулирования, а также основных действующих регуляторных нормах и ограничениях, таких как -1,5 «икса», 1% в день, ПСК, запрет на использование в качестве залога жилой недвижимости и многое другое», - отметила Е.Стратьева.

Директор СРО «МиР» пояснила, что портфель микрозаймов на конец 2020г. составил порядка 249 млрд руб. (в т.ч. займы физлицам – до 188 млрд руб), портфель потребительских ссуд у банков - порядка 9,7 трлн руб. «Вместе с тем, я бы хотела особенно подчеркнуть, что причина закредитованности не в самих финансовых продуктах, а в их неправильном использовании», - подчеркнула она.

На микрофинансовом рынке существует порядка 20 видов продуктов, которые можно разделить на четыре крупных категории – IL, PDL, займы юрлицам и займы ИП. При этом их доли в совокупном портфеле займов составляют 23%, 58%, 9% и 10%, соответственно.

«Средняя по сектору доля одобрений новых клиентов в 1 квартале 2021г. составляет 15-20%», - сообщила Е.Стратьева.

IFbymoXgcE8.jpg«Во-первых, хотела бы сразу сказать, что «палатки», как мы это назвали здесь в презентации – это не плохо, это - финансовая доступность. Во-вторых, рынок МФО один из самых высокотехнологичных. Это касается не только количества технологий, но и скорости их внедрения. «…» Иногда в СМИ мы читаем следующее (особенно в части подключения к цифровым государственным и окологосударственным сервисам): «МФО обязали внедрить». Нет, никто МФО не обязывает, они сами, а также их профильные объединения и ведомства инициируют и добиваются для них появления таких возможностей», - заявила Е.Стратьева.

Директор СРО «МиР» поблагодарила журналистов за интерес к рынку и отдельно отметила их ежедневный вклад в развенчание этих мифов.

__

Всероссийский конкурс региональной финансовой журналистики «Рублёвая зона» проводится под эгидой Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и Союза журналистов России. Оператор конкурса – компания Finarty.

Партнёрами конкурса вместе с СРО «МиР» выступают СРО НАПКА, Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, Ассоциация банков России (АБР), Ассоциация российских банков (АРБ), портал Finversia и иные организации, представляющие различные сегменты финансового рынка.


Поделиться: