ОБЗОР. Ключевые показатели деятельности МФО, входящих в СРО «МиР»: Итоги IV квартала 2021г.

15.02.2022         2848 просмотров

790.png

Саморегулируемая организация «Микрофинансирование и развитие» продолжает публиковать консолидированные данные по ключевым показателям деятельности микрофинансовых организаций - членов объединения, полученные на основе информации, представленной в отчетности компаний[1].

Прошедший 2021 год ознаменован продолжающимся ростом ключевых показателей деятельности МФО. Увеличение совокупного портфеля обеспечено, в первую очередь, стремительным развитием сегмента онлайн-займов физлицам, а также смещением фокуса внимание многих крупных кредиторов в сторону более долгосрочных продуктов.

В 2022 году СРО «МиР» ожидает усиления указанных тенденций. Так, понимая, что при принятии новых ограничительных мер (таких, как снижение максимально допустимой дневной процентной ставки по микрозаймам до 0,8% и показателя предельной переплаты по микрозайму до 1,3Х) без трансформации прежних бизнес-моделей короткие займы могут показать низкую и даже отрицательную рентабельность, большинство кредиторов уже во второй половине 2021 г., заранее активно перестраивали процессы работы и тестировали новые продукты – с удлиненными сроками.

Stand-alone business онлайн-МФО оказались, по-сути, главными бенефициарами роста популярности дистанционных микрозаймов, поэтому перед ними стоит задача дальнейшей экспансии и удержания своих позиций. Для тех же кредиторов, кто изначально специализировался на «очных» выдачах, онлайн-займы постепенно могут становиться «центрами прибыли», с дальнейшим смещением долей в портфелях именно в их сторону: офлайн-займы могут стать при этом каналом продаж для регионов, где будет сохраняться низкий уровень проникновения Интернета, и каналом для «обучения» клиентов (по факту представляя собой совместное оформление заявки вместе с клиентом для последующего самостоятельного оформления займов дистанционно).

При этом в качестве благоприятного фактора для сектора в целом, помимо развития дистанционных сервисов и роста их популярности, выступает переосмысление репутации рынка. Не секрет, что микрофинансирование принято считать одним из самых неоднозначных секторов российского бизнеса, имидж которого - отражение случаев нарушений прав потребителей финансовых услуг и использования недобросовестных практик, которые массово имели место быть в первые годы становления сектора. В последние годы отголоски токсичного фона хоть и сохранились, но стали встречаться гораздо реже и это изменило отношение к рынку. Отражение этого процесса заключается в том, что, как мы неоднократно говорили, потребители всё чаще стали выбирать заемные услуги не по типу финансовой организации, а непосредственно по характеристикам самого продукта.

 

Ниже представлены данные по итогу деятельности МФО в IV квартале и в 2021 г. в целом.

Совокупный портфель действующих займов МФО – членов СРО «МиР» в четвертом квартале продолжил расти, составив на конец декабря 2021 г. 262,3 млрд рублей (+42% г\г).

Его составляют:

122.png
















Совокупный портфель действующих на конец 2021 г. займов, выданных членами СРО «МиР» физлицам офлайн, составил 134,6 млрд рублей (+ 20%, с 112,5 млрд рублей на конец 2020г.), выданных физлицам онлайн – 99,6 млрд рублей (рост более чем в 2 раза, с 46,6 млрд руб. на конец 2020г.). Таким образом, квартальная динамика прироста в онлайн-сегменте в 2021 году была значительно выше, чем в офлайн-сегменте. Это обусловлено как развитием технологий, в т.ч. оценки потенциальных заемщиков и выдач, так и выходом на рынок дистанционных займов новых игроков, ранее специализировавшихся на офлайн-займах, а теперь развивающих гибридные бизнес-модели.

Совокупный объем микрозаймов, выданных субъектам МСП (юрлицам и ИП), составил 28,2 млрд рублей (+9%, с 25,9 млрд рублей). Основная часть портфеля по-прежнему обеспечена микрозаймами МФО с государственным участием (т.н. региональными фондами поддержки предпринимательства, в числе учредителей которых есть органы власти) – их доля составляет порядка 70% от общего портфеля займов субъектам МСП. Вместе с тем, она значительно снизилась за год – на порядка 15 п.п. за счет нарастающего интереса к данной категории заемщиков со стороны коммерческих МФО, ставшего драйвером роста объемов займов в абсолютном выражении.

78.png

















Совокупное количество договоров микрозайма между МФО – членами СРО «МиР» и их клиентами, действующих на конец 2021 г., составило 15,2 млн единиц (+50%, с 10,1 млн единиц на конец 2020 г.).

Динамика также обусловлена, в первую очередь, за счет сегмента онлайн-займов физлицам.

67.png 


В целом, можно отметить, что в «дистанционном» сегменте превалируют займы на меньшие суммы, чем в «очном»:

765.png



Что влияло и будет влиять на рынок?

Если для раннего периода становления рынка МФО была характерна целевая аудитория потребителей в лице клиентов, не имевших или имевших в недостаточном объеме доступ к банковским услугам, а также лиц, легко воспринимающих технологические новшества, а в 2018 - 2019 гг. «подвижки» в портрете заемщика лишь начинали понемногу намечаться, то в 2020 - 2021 гг. ситуация стала меняться гораздо более динамично.

Изменения эти - отражение притока в сегмент новых заемщиков: во-первых, людей, ранее использовавших только банковские продукты, во-вторых, молодых заемщиков (до 35 лет). И можно смело сказать, что именно они сейчас определяют новые тренды рынка.

Что касается тех, кто стал обращаться в МФО недавно после использования исключительно банковских продуктов, им понятнее и «ближе» IL-займы. И их потребительское поведение здесь аналогично тому, что было при взаимодействии с кредитными организациями: например, в этом сегменте достаточно велика доля тех, кто запрашивает больше, в итоге останавливаясь на меньших суммах, объективно необходимых для покрытия своих вопросов. Также можно сказать, что такие заёмщики все ещё «тестируют» новую для себя категорию кредиторов - МФО: на какие условия они могут рассчитывать у той или иной компании?

Вместе с тем, общий уровень рациональности финансового поведения потребителей услуг МФО также возрос за последние два года - не только за счет «новых лиц», но и в целом благодаря более осторожному, взвешенному потребительскому поведению. Эту тенденцию проще всего отследить по сегменту PDL-займов, в котором в силу специфики условий продуктов, напротив, наблюдается значительное снижение финансового аппетита заёмщиков при подаче заявок. И здесь потребители проявляют доверие к финансовым организациям: взять столько, сколько готов выдать тебе проверенный кредитор, а не искать средства везде, получая отказы. Говоря простым языком, если раньше клиенты зачастую находились в парадигме «кредитор не одобрил заем на сумму, которая мне сейчас нужна, значит, он не так оценил», то теперь все больше людей после отказа задаются вопросом, а верно ли они сами оценивают свою платежеспособность.

Разумеется, несмотря на то, что банки также еще в начале пандемии ужесточили требования к потенциальным заемщикам (самостоятельно спровоцировав тем самым усиление «миграции» клиентов), в 2020 - 2021 гг. с их стороны также всё чаще предпринимались, пусть пока и скромные по масштабам, но реальные попытки взаимодействия с несвойственными целевыми аудиториями. Так, запуск рядом кредитных организаций выдачи продуктов, схожих по своим основным характеристикам на займы до зарплаты, говорит о направлении на более глубокое встречное проникновение в сегмент, традиционный для МФО. Стоит отметить, что явной угрозы для микрофинансового рынка, как минимум в среднесрочной перспективе, эти процессы не несут: несмотря на пересечение, с точки зрения целевой аудитории, у банков есть не только преимущества, но и более значительные ограничения ввиду разных аппетитов к риску. С другой стороны, банковскими кредитами до зарплаты (пока во всяком случае) в большей степени пользуются те, у кого есть потребность в «свободных» деньгах (т. е. есть накопления на депозитах и в иных продуктах увеличения капитала, но нет желания выводить эти средства раньше срока для покрытия насущных вопросов).

СРО «МиР» расценивает наметившуюся тенденцию как закономерную и, главное, полезную для обоих сегментов: здоровая конкуренция будет подталкивать и тех, и других к модернизации продуктовой линейки, улучшению качества услуг, что, в конечном счете, пойдет на пользу потребителям. Несмотря на то, что давать детальные прогнозы в данной области в условиях сохраняющейся неопределенности преждевременно, очевидно, что следующие два-три года будет вестись активное перераспределение клиентских потоков между финансовыми организациями, уже без явной привязки к типу кредиторов. То есть клиенты постепенно начинают выбирать продукт не по принципу того, кто его предоставляет - банк или МФО, а по его качественным характеристикам.

Таким образом, на «выходе» из пандемии финансовые организации, в частности, банки и МФО, хотя и будут решать разные задачи, но вместе с тем столкнутся на поле борьбы за физических лиц: банки, получившие значительную поддержку своему бизнесу за счет программ поддержки ипотеки и МСП, будут вынуждены искать источники роста доходности вне этих льготных программ; МФО вынуждены определяться с направлением роста – «вширь» (экстенсивно) или «вглубь» (интенсивно). Другими словами, несмотря на макропруденциальные меры сдерживания, избыток капитала позволяет кредитным организациям идти все «глубже» в розничный бизнес. МФО же, получив «новых» клиентов в период пандемии, вышли на «изначально банковские» сегменты потребителей финансовых услуг, что требует от них не только изменения в маркетинге, но и абсолютно во всех составляющих моделей ведения бизнеса.


***************

     [1] Данные обзора базируются на данных отчетности 394 МФО (МФК и МКК), которые являлись действующими членами СРО «МиР» по состоянию на 1 февраля 2022 г. включительно. Совокупный портфель компаний составляет порядка 75-77% от общего портфеля всех российских МФО.


**************

СРО «МиР» образована ведущими компаниями микрофинансового рынка в 2013 году. Является крупнейшей СРО МФО на финансовом рынке по совокупному объему действующих займов участников: его доля составляет порядка 75-76% от общего портфеля всех российских МФО. Основная миссия организации – содействовать развитию цивилизованного рынка микрофинансирования в РФ с целью повышения доступности финансовых услуг и защиты прав их потребителей.

 

Контакты для СМИ:

Виктория Побединская:pvn@npmir.ru;

Лейла Масалимова: masalimova@npmir.ru.




Поделиться: