Внесены изменения в Федеральный закон об электронной подписи
Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ внесены поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон об ЭП), свидетельствует информация на сайте "Консультант.Плюс".
Вот перечень сфер, которые либо регулируются впервые, либо претерпели существенные изменения:
- уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области использования ЭП; скорректированы обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленных ЭП;
- установлены новые требования к аккредитованным удостоверяющим центрам (УЦ) и самой их аккредитации; появилась статья про федеральный государственный надзор в сфере ЭП;
- корректируются правила использования квалифицированной ЭП физических лиц, юридических лиц, лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов, должностных лиц госорганов и органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также нотариусов и лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, индивидуальных предпринимателей;
- прописаны правила оформления доверенностей, необходимых для использования КЭП;
- появилась отдельная статья об использовании КЭП в государственных информационных системах;
- установлены правила аккредитации доверенной третьей стороны.
Сроки вступления в силу новых положений растянуты во времени:
- до 1 января 2021 года отложено вступление в силу статей, регулирующих использование квалифицированной ЭП разными группами лиц. Однако в названном Законе есть оговорка, что данные положения «не применяются в части, не связанной с применением доверенностей, до 1 января 2022 года»;
- при этом ранее выданные УЦ квалифицированные сертификаты продолжат действовать положенный им срок, который может быть «обрезан» двумя факторами: если раньше закончится срок действия аккредитации удостоверяющего центра, который их выдал, или если наступит 1 января 2022 года. После этой даты ранее выданные КЭП, срок действия которых до этой даты не истек, в любом случае прекратят действовать;
- аккредитация удостоверяющих центров, полученная ими до 01.07.2020, «обрезается» той же датой - 1 января 2022 года.
Итак, новые правила в большинстве своем начинают работать с июля этого, 2020, года, а в полном объеме они вступят в силу 1 января 2022 года.
Руководителям и сотрудникам понадобятся разные подписи. Согласно поправкам, руководители организаций будут по-прежнему использовать подпись юридического лица. В сертификате такой ЭП будут указаны данные компании, Ф.И.О. руководителя и его должность.
Серьезно изменится процесс подписания документов для остальных сотрудников организаций - они будут использовать подпись физического лица и прикладывать к ней доверенность. В их ЭП будут прописаны только Ф.И.О. и личные данные, сведения о предприятии или должность там указываться не будут.
С 1 января 2022 года вступают в силу нормы о порядке использования квалифицированных сертификатов при подписании электронных документов.
Перераспределяются полномочия по выдаче квалифицированных сертификатов различным субъектам электронного документооборота:
· УЦ Федеральной налоговой службы наделяется полномочиями по выпуску квалифицированных сертификатов для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов;
· УЦ Федерального казначейства наделяется полномочиями по выпуску квалифицированных сертификатов для органов власти различных уровней и их должностных лиц;
· УЦ Банка России наделяется полномочиями по выпуску квалифицированных сертификатов участникам кредитно-финансовой сферы, контролируемой Банком России.
За коммерческими аккредитованными УЦ сохраняются полномочия по созданию и выдаче квалифицированных сертификатов только физическим лицам.
Таким образом, для выпуска квалифицированного сертификата для работы в личном кабинете Банка России микрофинансовым организациям следует обращаться в Удостоверяющий центр Центрального банка РФ, а для работы в личном кабинете СРО «МиР» – в Федеральную налоговую службу РФ.
Поправки в Закон об ЭП установили более высокие требования для аккредитации удостоверяющих центров.
В связи с этим обращаем внимание, что если удостоверяющий центр не получит аккредитацию по новым требованиям, то он сможет выдавать подписи только до 1 июля 2021 года. До этого момента все аккредитованные удостоверяющие центры продолжают работать — в них по-прежнему можно получать новые подписи. Рекомендуем вам проверить сроки действия электронных подписей и в случае окончания срока действия заблаговременно выпустить новый сертификат электронной подписи.
Юридический отдел СРО «МиР»
Поделиться: