Рекомендации МФО - членам СРО «МиР»: Информационные письма Банка России

11.02.2022         6417 просмотров

Банк России регулярно проводит оценку поведенческих аспектов деятельности поднадзорных организаций, на основании которой формирует свою позицию и рекомендации по наиболее значимым вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и доводит их до участников рынка в формате информационных писем. Учёт компаниями этих сведений в своей деятельности призван снижать потребительские риски, повышать привлекательность финансовых продуктов, и помогать формированию у клиентов положительного мнения об участниках финансового рынка.

СРО «МиР» рекомендует МФО, входящим в объединение, ознакомиться с  нижеприведенными информационными письмами регулятора для их применения в своей деятельности.


№ п/п

Реквизиты информационного письма

Положения информационного письма, на которые СРО «МиР» рекомендует МФО обратить особое внимание 

Ссылка на информационное письмо


1 Информационное письмо Банка России № ИН-06-59/65 от 26.07.2019  Обеспечение информирования заемщика о расходах в том числе за счет заемных средств, которые он понесет, заключив договор потребительского займа, с учетом стоимости дополнительных платных услуг.
Справочно. Банком России на официальном сайте опубликована лучшая практика по предоставлению выбора способа оплаты предлагаемых дополнительных услуг (самостоятельно из собственных средств или за счет займа).
https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/2404
2 Информационное письмо Банка России №  ИН-06-59/79 от 28.12.2018  Осуществление запроса у потенциального заемщика до заключения договора займа сканированной копии документа, удостоверяющего личность https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/2335
Заверение способом, предусмотренным микрофинансовой организацией, сканированной копии документа, удостоверяющего личность
Осуществление запроса личной фотографии/видео заемщика на фоне паспорта (вместе с паспортом)
Осуществление проверки принадлежности платежных реквизитов (ФИО, счет), указанных клиентом при оформлении заявления 
Осуществление сверки данных, предоставленных потенциальным заемщиком, с информацией, содержащейся в его кредитной истории 
3 Информационное письмо Банка России № ИН-01-59/27 от 24.03.2020 Осуществление разработки стандартов реализации продуктов (услуг) (далее - Стандарты) https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20200324_in_01_59-27.pdf
Применение в деятельности инструментов материальной и нематериальной мотивации соблюдения Стандартов и контроля за их выполнением
Учет в качестве факторов, влияющих на снижение переменной части оплаты труда сотрудников, количественных показателей нарушений Стандартов 
4 Информационное письмо Банка России № ИН-015-59/123 от 21.08.2020 Предоставление заемщику 5 рабочих дней (или больший срок) со дня предоставления заемщику индивидуальных условий договора для выражения согласия или запрета уступки микрофинансовой организацией третьим лицам прав (требований) по договору потребительского займа  https://www.cbr.ru/statichtml/file/59420/20200821_in-015-59_123.pdf
5 Информационное письмо Банка России № ИН-06-59/181 от 24.12.2020  Размещение на стартовой (главной) странице сайта микрофинансовой организации раздела обращений

https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20201224_in_06_59-181.pdf
Размещение в разделе обращений информации о порядке и сроках рассмотрения обращений
Поддержка функционалом сайта направления одновременно с текстовым сообщением документов, на которых потребитель основывает свою позицию
Наличие на сайте микрофинансовой организации блока ответов на часто задаваемые вопросы

6 Информационное письмо Банка России № ИН-06-59/83 от 29.12.2018 Заявление требования о расторжения договора при обращении за взысканием задолженности в судебном порядке, в связи с чем прекращается начисление процентов и неустойки https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/1466
Применение практики расторжения договоров займа по соглашению с заемщиком, в связи с чем прекращается начисление процентов и неустойки 
Включение в содержание договора потребительского займа условия, предусматривающего возможность прекращения начисления процентов и неустоек (штрафов, пени), в том числе условия о реструктуризации долга 
Реализация микрофинансовой организацией прав, предусмотренных частью 16 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», на  уменьшение в одностороннем порядке постоянной процентной ставки, уменьшение или отмену платы за оказание услуг, уменьшение размера неустойки (штрафа, пени) или отмены ее полностью или частично, установление периода, в течение которого она не взимается, либо принятие решения об отказе взимать неустойку (штраф, пеню)
7 Информационное письмо Банка России № ИН-06-59/116 от 04.08.2020 Осуществление при возникновении ситуаций, связанных с недостаточностью внесенных заемщиком денежных средств для осуществления досрочного возврата потребительского займа в размере, указанном в уведомлении, зачисления этих сумм в счет частичного досрочного возврата потребительского займа и предоставления заемщику полной стоимости потребительского займа в случае, если досрочный возврат потребительского займа привел к изменению полной стоимости потребительского займа, а также уточненного графика платежей по договору потребительского займа, если такой график ранее предоставлялся заемщику https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20200804_in_06_59-116.pdf
8 Информационное письмо Банка России № ИН-06-59/75 от 02.10.2019  Не включать в договор займа иных условий, кроме предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», при которых у Общества возникает право на досрочное расторжение договора займа и (или) на возврат всей оставшейся суммы займа. https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/2447
9 Информационное письмо Банка России № ИН-01-59/184 от 29.12.2020  Обеспечение невозможности автоматического предзаполнения микрофинансовой организацией документов и форм об оказании финансовых услуг в той части, которая предполагает согласие клиента с параметрами продукта (услуги) или вариативность выбора условий оказания таких услуг (например, условий о предоставлении дополнительных услуг и (или) заключении дополнительных договоров) на любом этапе взаимодействия потребителя с сайтом микрофинансовой организации, а также мобильным приложением микрофинансовой организации (при его наличии) https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/117596/20201229_in_01_59-184.pdf
Обеспечение невозможности заключения договора о предоставлении финансового продукта (услуги) без ознакомления потребителя с текстом договора и подтверждения потребителем факта ознакомления с текстом договора
Обеспечение, в случае если сайт микрофинансовой организации и (или) мобильное приложение микрофинансовой организации (при его наличии) предусматривают возможность обмена с потребителем мгновенными текстовыми сообщениями (чат), возможности получения потребителем на указанный им адрес электронной почты протокола вышеупомянутого взаимодействия
Обеспечение возможности получения потребителем документов, связанных с предоставлением финансового продукта (финансовой услуги), на бумажном носителе при обращении в офис микрофинансовой организации (при его наличии)
Обеспечение возможности потребителю получить дополнительную информацию, разъясняющую значение используемых терминов (в том числе возможность задать вопрос сотруднику финансовой организации с использованием имеющихся каналов коммуникации с финансовой организацией)
Обеспечение возможность для потребителя получить дополнительную информацию, разъясняющую значение используемых терминов (в том числе возможность задать вопрос сотруднику микрофинансовой организации с использованием имеющихся каналов коммуникации с микрофинансовой организацией)
Обеспечение простого доступа к форме подачи жалобы (отзыва). Такой доступ рекомендуется обеспечить при совершении потребителем не более двух активных действий (переключений страниц, окон, выбора пункта меню) с главной/начальной страницы сайта финансовой организации и мобильного приложения финансовой организации (при его наличии)
Обеспечение возможности переключения на легкие версии сайта и мобильного приложения финансовой организации (при его наличии), предназначенные для работы в условиях неустойчивого доступа к сети «Интернет», в том числе при низких (недостаточных) скоростях доступа, и (или) возможность отключения загрузки объемных данных (карт, изображений, элементов анимации и иных графических объектов) в процессе обмена данными с сервером и обработки запросов потребителя сайтом финансовой организации в сети «Интернет» и мобильным приложением финансовой организации (при его наличии)
10 Информационное письмо Банка России № ИН-01-59/26
 От: 06.06.2017 
Обеспечение размещения информации о выявленных "фишинговых" сайтах на официальном сайте микрофинансовой организации https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/2347
Осуществление направления информации о выявленных "фишинговых" сайтах на электронный ящик fishing@cbr.ru

 



Поделиться: