Микрофинансовые организации поделятся информацией о заемщиках
Другое дело, МФО, в отличие от распространенной банковской практики, могут предоставить заем даже проштрафившемуся клиенту.
Согласно реестру Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), сейчас в стране больше тысячи МФО, половина из которых работает с физлицами. К концу 2012-го, по оценке президента Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаила Мамуты, их число может увеличиться в полтора раза. Притом появится больше крупных организаций за счет сделок по слиянию и поглощению, а также увеличится число МФО, ориентированных на работу с гражданами.
- В прошлом году мы сделали тестовую рассылку по микрофинансовым организациям с целью посмотреть, есть ли у них интерес к сотрудничеству с нами. В итоге сейчас к бюро подключилось около ста МФО - это 10% от общего числа наших партнеров (подавляющее большинство из них - банки), - сообщил Александр Викулин. - Поэтому вскоре мы осуществим уже веерную рассылку по всему списку ФСФР.
Для самих МФО работа с бюро видится интересной и полезной. Отчет из БКИ можно получить практически в режиме online. Это очень важно для минимизации рисков кредитора при необходимости принятия оперативного решения о выдаче экспресс займа. Даже для организаций, которые решают для себя проблему невозврата путем установления очень высоких ставок (по микрозаймам на короткие сроки - выше 100% годовых).
- Но никто не собирается выдавать безвозвратные займы, - подчеркивает Михаил Маму та. - МФО, конечно, более гибкие, чем банки, в плане предоставления средств. Но любая информация о заемщике лишней не бывает.
Раньше всех, два года назад, к бюро подключилась МФО "Домашние деньги", которая сейчас сотрудничает с НБКИ и "Эквифаксом".
- Нам, как и банкам, важно получать информацию о кредитной истории заемщика для принятия правильного решения о предоставлении займа, - говорит главный исполнительный директор "Домашних денег" Андрей Бахвалов.
Компания запрашивает информацию в БКИ выборочно, в зависимости от того, какую предварительную оценку клиент получил по ее внутренним процедурам. Тогда как почти во всех банках проверка кредитной истории заявителя является обязательной. Но у МФО иная политика: по большей части, они привлекают людей, которым не светит банковский кредит. Более того, тем же "Домашним деньгам" даже выгодно принять клиента, которому отказала кредитная организация.
- В настоящий момент мы занимаемся совершенствованием технологии выборочных запросов. Более точно определяем, по какому из клиентов информация БКИ даст наибольшую ценность в принятии решений, - продолжает Андрей Бахвалов. - Компания гибко относится к кредитной истории клиента, и вовсе не обязательно, что откажет ему в займе при наличии просрочек.
Как сообщил Бахвалов, в некоторых случаях клиент, у которого есть задержка платежа в какой-либо кредитной организации, имеет шанс исправить свою кредитную историю, получив деньги от МФО и вернув их в срок.
- У нас есть много примеров, когда человек имел просрочку в банке, но заем компании выплачивал без проблем. Возможно, такие клиенты просто не понимают банковские продукты, - заключил Андрей Бахвалов.
Тем не менее аудитория МФО пересекается с банковской. По оценке Михаила Мамуты, примерно на 30%. Так что информация о поведении заемщика будет полезна для обоих видов организаций и перетекать между ними.
- Мы сможем лучше понять портрет клиента, который обращается в микрофинансовые организации, - надеется директор департамента розничных рисков банка "Хоум кредит" Евгений Иванов. - Не секрет, что любая информация, полученная кредиторами из БКИ, используется в процессе оценки и принятия решения о займе. Почему бы не добавить несколько баллов человеку, который проявил себя положительно, пользуясь услугами МФО?
Но, на взгляд Иванова, сейчас сложно судить о качестве информации.
- Может оказаться, что просрочка по займам МФО не имеет ничего общего с задолженностью по банковскому кредиту, - говорит директор департамента розничных рисков "Хоум кредита". - Но уже через год-два МФО накопят определенную базу, на основе которой можно будет провести анализ поведения заемщика.
Евгений Иванов отметил, что в кредитной истории выделяется любой тип обязательств, будь то автокредит или, скажем, кредит наличными. Скорее всего будет специально отмечен и микрозаем, так что банк сможет его дифференцировать.
У другого крупного бюро кредитных историй, "Эквифакс Кредит Сервисиз", несколько иной взгляд на систему привлечения микрофинансовых организаций. Конкурент НБКИ не собирается делать акцент на их массовом подключении.
- Год назад МФО стали проявлять инициативу к сотрудничеству с нами. На настоящий момент мы работаем примерно с 50 структурами, - сообщил гендиректор "Эквифакса" Олег Лагуткин. - Но нас интересуют только активные игроки этого рынка. Остальные, если сами изъявят желание к нам прийти, - хорошо. Нет - специально привлекать таких клиентов невыгодно.
Скорее всего "Эквифакс" хочет сперва понаблюдать, как в ближайшие годы будет развиваться рынок микрофинансирования и какой профит принесет НБКИ сотрудничество с его участниками.
Теперь, даже одалживаясь по маленькой, надо быть предельно аккуратным.
Поделиться: