Оперативная информация: меры поддержки


UPD (самое новое на странице): добавлена информация о корректировке графика проверок на 2022 г. в подразделе "Меры поддержки МФО саморегулируемой организацией".


Уважаемые представители микрофинансовых организаций, входящих в СРО «МиР»,  -  коллеги, друзья!

Безусловно, процессы, происходящие сегодня, не могут не отражаться не только на макроэкономической ситуации, но и на отдельных сегментах финансового рынка, в том числе микрофинансовом. Не могут не отражаться на каждом из нас.
Сейчас мы, как и вы, работаем в усиленном режиме, подключая все имеющиеся у нас  ресурсы по максимуму для получения информации, разъяснений, формированию и направлению в государственные органы предложений, направленных на поддержку бизнеса.
СРО «МиР» - это не просто опорный институт рынка. СРО «МиР» - это мы с вами. И каждый голос сейчас важен и должен быть услышан, понят и поддержан. Нам очень важна связь с вами. Важно знать, какие направления приоритетны, как участники рынка могут помочь друг другу. Сейчас как никогда важна консолидация профессионального сообщества и всех людей, составляющих его.
Данная страница создана с целью информирования о мерах поддержки, разрабатываемых и принимаемых СРО, о регуляторных изменениях, о рекомендациях аппарата СРО и комитетов объединения, а также централизации сбора обратной связи. Она будет обновляться ежедневно по мере поступления данных в СРО и разработке мер поддержки.

СРО «МиР»


Навигация по странице
Страница оперативной информации содержит следующие подразделы:
  • Срочные опросы
  • Запрошенные у госорганов и ведомств меры поддержки
  • Принимаемые госорганами и ведомствами меры поддержки
  • Меры поддержки МФО саморегулируемой организацией
  • Рекомендации СРО
  • Временные регуляторные изменения и разъяснения по ним


СРОЧНЫЕ ОПРОСЫ

В настоящее время СРО «МиР» разрабатывает пакет мер, направленных на поддержку МФО. Чтобы они были эффективными, нам нужно знать о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь, как можно больше информации. Для ее получения просим пройти опрос по ссылке:

>> ПРОЙТИ ОПРОС



ЗАПРОШЕННЫЕ У ГОСОРГАНОВ И ВЕДОМСТВ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

СРО «МиР» уже подготовлены и направлены на рассмотрения в соответствующие органы и ведомства следующие предложения по мерам, направленным на поддержку участников рынка. 

1.       Банку России не проводить плановые проверки, приостановить проводимые плановые проверки МФО до 01.01.2023 и оптимизировать количество запросов, направляемых Банком России в адрес МФО  и СРО МФО по вопросам их текущей деятельности;

2.       Банку России разрешить  СРО МФО изменить согласованные планы проверок, уменьшив количество проверяемых компаний и рекомендовать проводить плановые проверки деятельности членов СРО МФО исходя из риск-ориентированного подхода, подготовить соответствующее информационное письмо в т.ч. об определении основных вопросов, которые подлежат проверке в случае проведения таких проверок;

3.       Приостановить до 01.01.2023 вступление в силу всех ранее принятых, но не вступивших на данный момент в силу ограничений и требований к деятельности микрофинансовых организаций;

4.       Просить Правительство РФ направить в Государственную Думу РФ предложение отложить до 01.07.2023 принятие любых новых ограничений и требований к деятельности микрофинансовых организаций, в том числе о снижении максимального размера процентной ставки с 1% в день до 0,8% в день и снижении максимального размера переплаты с 1,5 до 1,3 сумм кредита (займа) (законопроект № № 22118-8 «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» (в части совершенствования правового регулирования в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг)»;

5.       В срок до 01.07.2023 не применять к микрофинансовым организациям меры воздействия при несоблюдении ими:

·         норматива достаточности собственных средств (при отклонении не более чем на 50% от требуемого);

·         требования о предоставлении данных в Бюро Кредитных Историй в соответствии с новыми форматами; 

6.       По 01.07.2023 увеличить сумму лимита по расчетам наличными денежными средствами в соответствии с Указанием ЦБ РФ «О правилах наличных расчетов» от 09.12.2019 с 50 тысяч рублей до 150 тысяч рублей в связи со значительным возрастанием сумм займов и значительным ростом размера комиссий банков по операциям юридических лиц с наличными денежными средствами;

7.       Разрешить не осуществлять формирование РВПЗ по реструктурированным займам и/или займам, по которым ухудшилось обслуживание основного долга с 01.03.2022;

8.       Отменить требование осуществлять в соответствии с Указанием 5391-У увеличение РВПЗ по займу на 10 п.п. при ПДН свыше 50%;

9.       Отменить требование по применению в соответствии с Указанием 6044-У повышающих коэффициентов риска для займов с ПДН свыше 50%;

10.   С целью более точного учета кредитных историй при расчете ПДН и высокой скорости изменений статистических данных в текущих условиях увеличить срок актуальности данных БКИ для такого расчета с 15 до 30 дней;

11.   Ввести мораторий по 01.01.2023 на действие вступившего в силу с 22.02.2022 положения Указания Банка России 6044-У о расчёте дохода заемщика по данным БКИ для расчёта ПДН как величины средних фактических расходов заёмщика по обслуживанию займов по данным БКИ за последние 24 месяца Х 1,5 (ранее доход по данным БКИ определялся как средний расход по данным БКИ за последние 12 месяцев Х 2);

12.   Разрешить учет прочих финансовых активов, возникающих при хеджировании валютных рисков, в качестве финансовых активов при расчете собственных средств (капитала) МФК (Указание Банка России от 11.09.2019 № 5253-У);

13.   Разрешить МФО использование при расчете собственных средств величины курсов иностранных валют на 18 февраля 2022г. наряду с кредитными организациями, а также включить в состав финансовых активов при расчете собственных средств микрофинансовых организаций маржевые и обеспечительные суммы на брокерских счетах;

14.   Включить в состав финансовых активов при расчете собственных средств (капитала) требования по договорам займа (микрозайма), права требования, которые приобретены МФО у третьих лиц;

15.   Снизить минимально допустимое в соответствии с Указанием Банка России от 28.12.2021 № 6044-У «Об экономических нормативах микрофинансовой компании» значение норматива НМФК2 до 50 процентов;

16.   В связи со значительным повышением ключевой ставки разработать и предоставить МФО инструменты поддержания ликвидности, в том числе и / или посредством реализации специальной программы Банка России по такой поддержке через уполномоченные банки;

17.   Снизить до 25% размер доли учредителей (участников) или акционеров из числа субъектов РФ и/или муниципального образования в качестве критерия для допуска МФО к участию в Программе стимулирования малого и среднего предпринимательства и получения кредитов через уполномоченные банки на льготных условиях;

18.   Подготовить информационное письмо в СРО о приостановлении действия рекомендаций по направлению в Банк России информации о нарушениях, выявляемых в рамках надзорного анализа отчётности и содержащих признаки административного правонарушения (информационное письмо Банка России ИН-015-44/92);

*Предложения по мерам, обозначенным в пунктах 1-18 были направлены СРО «МиР» в Банк России 3 марта 2022г. >> Ознакомиться с PDF письма.

Перечень будет дополняться по мере обновления информации и подготовке писем и предложений. О полученных ответах и принимаемых дальнейших шагах мы также будем информировать вас на данной странице по мере поступления информации.


ПРИНИМАЕМЫЕ  ГОСОРГАНАМИ И ВЕДОМСТВАМИ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

❗️Информационное письмо Банка России № ИН-018-44/42 от 28.03.2022 о мерах поддержки на рынке микрофинансирования:

>> Ознакомиться с письмом

❗️Информационное письмо  Банка России №ИН-018-44/51 от 07.04.2022 о мерах поддержки микрофинансовых организаций 

>> Ознакомиться с письмом



МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МФО САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Помимо указанных выше инициатив со стороны СРО самостоятельно объединением на текущий момент введены или рассматриваются следующие меры поддержки.

Корректировка Графика проверок на 2022 год

Количество плановых проверок сокращено на 40% (в сравнении с согласованным в начале года планом проверок).

Обновленный график проверок размещен на странице Контрольного комитета: https://npmir.ru/komitets/kcomitet/.

При корректировке графика, в том числе, учтены решения Совета СРО «МиР» в части приостановления действия/временного изменения отдельных положений Внутреннего Стандарта «Порядок проведения проверок соблюдения членами СРО «МиР» требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО «МиР»:

1. до 31.12.2022 г. – приостановление действия пункта 1.1.1 Внутреннего Стандарта в части обязательного включения в График плановых проверок микрофинансовых организаций, вступивших в СРО «МиР» в 2021 г. в порядке перехода из других саморегулируемых организаций;

2. до 31.12.2022 г. (либо до внесения изменений во Внутренний Стандарт) - изменение сроков проведения проверок членов СРО «МиР»: сроки проведения проверок членов СРО «МиР», предусмотренные п. 5.2 Внутреннего стандарта, увеличены до 30 рабочих дней включительно (при необходимости срок может быть продлен не более, чем еще на 30 рабочих дней Приказом Директора СРО). Максимальный срок проведения проверки МФО не может превысить 60 рабочих дней.

При корректировке Графика плановых проверок также учтены требования об обязательной проверке члена саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

Дополнительно сообщаем, что до 31.12.2022 г. (либо до внесения изменений во Внутренний стандарт) приостановлено действие пункта 4.3. Внутреннего Стандарта в части минимального перечня вопросов, которые рабочая группа СРО «МиР» анализирует и оценивает в ходе проводимой проверки микрофинансовых компаний, а также микрокредитных компаний, в отношении которых Банк России осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности в соответствии с Указанием Банка России от 9 декабря 2020 г. № 5656-У.

В частности, при проверках микрофинансовых организаций, находящихся под прямым надзором Банка России, исключаются вопросы по соблюдению требований Федерального закона от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России кроме случаев, когда в распоряжении СРО имеется информация о нарушении соответствующих требований.

В связи с необходимостью снижения надзорной нагрузки на МФО, СРО «МиР» также принято решение о сокращении периода проверки до двух кварталов, предшествующих началу проверки.

__

В рамках контрольно-надзорных мероприятий СРО усиливает коррекционную составляющую: мы сделаем все от нас зависящие, чтобы оказать вам консультационную помощь для максимально комфортного исправления недочетов, выявленных в рамках проверок, в т.ч. носящих технический характер.

__
В рамках оказания консультационной помощи членам СРО прорабатывается вопрос проведение дополнительных обучающих мероприятий с привлечением сотрудников Банка России.



РЕКОМЕНДАЦИИ СРО

О возможных изменениях потребительского поведения на рынке заемных средств

Финансовые рынки, движимые, в том числе, поведением потребителей, одними из первых реагируют на любые значительные изменения. При этом рынок заемных средств может ощущать на себе как временный рост, так и временное снижение потребительского спроса. Мы уверены, что все кредиторы, входящие в объединение, прекрасно осознают, что любой спрос, продиктованный изменениями общеэкономической повестки, в случае его реализации, несет в себе определенные риски - как для потребителей, так и для них самих. Вместе с тем, считаем важным обратиться к вам с рекомендациями о превентивном усилении контроля за рисками на всех этапах выдач, начиная с процесса рассмотрения заявок на микрозаймы с учетом возможного изменения динамики.


О реструктуризации займов

Реструктуризация, безусловно, является добровольным инструментом, используемым финансовой организацией. Однако предыдущий опыт 2020-2021гг. показал, что именно МФО, в отличие от многих иных кредиторов, активно предлагали и одобряли его своим клиентам.

Внутренние программы реструктуризации показали себя в первый период пандемии коронавируса даже более эффективным инструментом, чем введенные тогда же на законодательном уровне кредитные каникулы. Связано это было, в первую очередь, с правом на получение вторых. Фактические реальные примеры с рынка показали, что у одних кредиторов подтвердить это право смогли 80-90% заемщиков, а у других – не более 5-10%. И это объективная реальность, связанная с процедурами одобрения кредитов и займов, разными аппетитами к риску у разных компаний. Понимая эту ситуацию, многие МФО, например,  разработали собственные программы реструктуризации с более лояльными для клиентов условиями.

Плюс ко всему, реструктуризация более «личностный» инструмент, подходящий тем, кто не мог, например, претендовать на каникулы по формальной причине.

При этом уровень одобрения таких заявок доходил до 90%. Почему? Такие меры, хоть и означают получение отложенной прибыли, в целом не несут в себе острых проблем в дальнейшем. Ведь в условиях кризиса вопрос не в том, чтобы «получить с клиента» здесь и сейчас, а в том, чтобы «сохранить» его для дальнейшего сотрудничества, то есть  помочь избежать дефолта – перевести проблемный долг в категорию «отложенного», а не «безнадежного», который подлежит в дальнейшем, как правило списанию.

СРО «МиР» полагает, что та же логика справедлива и сейчас. В этой связи  мы рекомендуем МФО заранее оценить свои возможности по введению и использованию инструмента реструктуризации.

Информация  будет обновляться.


ОКАЗАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ \ ПРОДАЖИ  КОМПАНИИ

Нередко изменения в экономической ситуации приводят к значительным изменениям «ландшафта» рынка (самые простые показатели - количество участников и концентрация активов), а также в целом увеличением числа сделок приобретения\продажи компаний. Финансовый рынок - не исключение.

В настоящее время СРО делает всё от нее зависящее, чтобы снизить последствия изменений для участников рынка, обеспечить введение мер поддержки для сохранения бизнесов. Вместе с тем, отрицать наличие риска выхода из бизнеса части компаний нельзя.

Одной из ключевых задач объединения является содействие не только развитию рынка микрофинансирования, но и поддержанию его стабильности. Будучи опорным институтом сегмента, СРО «МиР» заинтересована в том, чтобы процессы, сопровождающие изменения количественного и структурного состава отрасли, не наносили вред потребителям финансовых услуг, а также продолжающим работать компаниям – действующим участникам сектора (репутационный, регуляторный и иные). 

В этой связи СРО «МиР» готова оказать информационную и консультационную поддержку компаниям:

а) собственники которых приняли решение о выходе из бизнеса,

б) собственники которых рассматривают расширение \ поддержание деятельности в текущих условиях за счет  приобретения бизнеса иных участников рынка.

При проведении соответствующих сделок в текущих макроэкономических условиях с целью недопущения появления недобросовестных практик мы настоятельно рекомендуем всем сторонам максимально тщательно подходить к вопросам взаимодействия. В случае вашей заинтересованности в такой поддержке от СРО «МиР», просим обратиться к руководству объединения  на электронный адрес measures@npmir.ru, указав контакты для направления подготовительных информационных материалов по данному вопросу.


ВРЕМЕННЫЕ РЕГУЛЯТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО НИМ




Информация  будет обновляться.

32jpg.jpg

Напоминаем, что получать оперативную информацию в виде уведомлений, а также обсуждать ее с профсообществом вы можете, подписавшись на телеграм-канал СРО «МиР»: https://t.me/sromir





(с) СРО  «МиР»

При использовании материалов с данной страницы ссылка на СРО  «МиР» и/или Управление коммуникаций СРО «МиР» обязательна.