Информационное письмо Банка России от 11.06.2020 №44-3-13/1377 "О развитии дистанционных каналов оказания микрофинансовых услуг".

Информационное письмо Банка России от 11.06.2020 №44-3-13/1377 "О развитии дистанционных каналов оказания микрофинансовых услуг".

Одним из приоритетных направлений деятельности Банка России и, в частности, Департамента микрофинансового рынка (далее — Департамент), в 2020 году является создание условий для развития дистанционных форм оказания финансовых услуг и взаимодействия с клиентами. В рамках данной деятельности в феврале 2020 года Департаментом было проведено анкетирование микрофинансовых организаций (далее - МФО) с целью анализа процесса предоставления онлайн-микрозаймов, а также выявления барьеров развития этого направления бизнеса. Выработанные по результатам предложения в настоящее время анализируются структурными подразделениями Банка России для оценки возможности их реализации. Складывающаяся на текущий момент эпидемиологическая ситуация подтверждает важность проводимой работы, а также свидетельствует о том, что для снижения рисков нарушения бесперебойности функционирования микрофинансового рынка отдельные мероприятия должны реализовываться уже в ближайшей перспективе. 

В этой связи на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — Портал Госуслуг) реализована возможность 2 направления физическими лицами в адрес финансовых организаций надлежащим образом заверенных Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации соответственно справки по форме 2-НДФЛ и выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Информация об указанном сервисе 21 мая текущего года была опубликована на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://cbr.ru/press/event/?id=6761), а также направлена в адрес микрофинансовых институтов и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые институты, письмом Департамента от 10.06.2020 № 44-3-13/1359. Указанный сервис реализован с учетом необходимости в сложившихся условиях обеспечить потребителей возможностью дистанционно подтвердить свой доход и при наличии оснований получить льготный период по договорам займа в соответствии с положениями Федерального закона от 03.04.2020 № 106- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа». Следующим этапом развития рассматриваемого сервиса станет создание на базе Единой системы идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) и Портала Госуслуг инфраструктуры цифрового профиля гражданина, которая позволит: гражданам управлять своими данными (сведения и документы), имеющимся в распоряжении государственных органов; организациям получать необходимые для оказания услуг сведения и документы о гражданине с его согласия. Создание и развитие цифрового профиля гражданина и, в том числе, обеспечение его использования гражданином для предоставления организациям данных о себе осуществляется в рамках эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах.

 Данный эксперимент проводится в соответствии с Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 № 710. К числу доступных для получения в рамках эксперимента данных относятся как идентификационные данные гражданина, так и иные данные, включая данные о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В настоящее время осуществляется согласование расширения объема данных, которые гражданин с использованием инфраструктуры цифрового профиля сможет предоставить организациям, а также согласование включения МФО в состав организаций, которые могут получить такой доступ. Также разработан и 05.07.2019 внесен в Государственную Думу проект федерального закона , предусматривающий создание инфраструктуры цифрового профиля. Законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении.

 В связи с изложенным в настоящем письме Департамент обращает внимание, что для участия в эксперименте присоединившимся к нему организациям в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 № 710 рекомендуется обеспечить готовность своих информационных систем к взаимодействию с ЕСИА. В этом контексте также следует принимать во внимание, что одним из предполагающихся способов передачи информации из цифрового профиля гражданина является Единая система межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ), в связи с чем подключение к СМЭВ (после разработки соответствующих видов сведений) в дальнейшем будет предусмотрено. Указанные федеральные государственные информационные системы, наряду с Порталом Госуслуг, являются составной частью инфраструктуры электронного правительства, формирование и функционирование которых, а также получение доступа к которым регламентировано рядом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства Проект федерального закона № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)». 4 цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) (приложение 1 к настоящему письму). Присоединение к инфраструктуре электронного правительства, в том числе к ЕСИА и СМЭВ, и ее использование коммерческими организациями осуществляется в случае, если необходимость информационного взаимодействия этих коммерческих организаций с органами и организациями, предоставляющими или участвующими в предоставлении государственных и (или) муниципальных услуг либо исполнении государственных и муниципальных функций, предусмотрена федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации. К текущему моменту право МФО на подключение к СМЭВ и ЕСИА уже предусмотрено подпунктами 2 и 3 пункта 1.12 и пунктом 1.13 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2 и может быть реализовано всеми МФО в целях осуществления упрощенной идентификации клиентов. Иными словами, для обеспечения готовности своего участия в эксперименте МФО уже имеют возможность осуществить подключение к СМЭВ и ЕСИА. Такое подключение может быть использовано для получения в установленных случаях и в установленных объемах информации также вне рамок инфраструктуры цифрового профиля. В настоящее время регламентные процедуры по подключению к системам и сервисам инфраструктуры электронного правительства размещены по следующим адресам: СМЭВ: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/ - документ «Приложение 3 Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.х(22.05.2020)»; 2Соответствующие изменения внесены Федеральными законами от 29.12.2014 N 484-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 02.08.2019 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 5 ЕСИА: https://digital.gov.ru/ru/documents/4244/

Коммерческая организация подключается к системам и сервисам инфраструктуры электронного правительства после заключения соглашения о сотрудничестве с его оператором в лице Минкомсвязи России. Взаимодействие коммерческих организаций с органами власти и иными организациями с использованием СМЭВ осуществляется в соответствии с «Методические рекомендации по работе с ЕСМЭВ версия 3.Х» (размещены по адресу: https://smev3.gosuslugi.ru/portal/). Взаимодействие коммерческих организаций с ЕСИА осуществляется в соответствии с «Методические рекомендации по использованию ЕСИА (размещены по адресу: https://digital.gov.ru/ru/documents/6186/). Подробная инструкция по подключению к инфраструктуре электронного правительства и ее использованию также доступна на Портале Госуслуг по адресу: https://partners.gosuslugi.ru/catalog (вкладка «Каталог сервисов: для коммерческих организаций»). 

В целях обеспечения условий для развития дистанционных каналов оказания микрофинансовых услуг и взаимодействия с клиентами, снижения рисков мошенничества при представлении таких услуг, а также повышения их качества Департамент рекомендует МФО при наличии возможности осуществить подключение к ЕСИА и СМЭВ. Департамент просит саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие МФО, (далее - СРО) разместить изложенную в настоящем письме информацию на своих официальных сайтах в сети «Интернет», а также направить ее МФО - членам такой СРО. Для обеспечения в случае необходимости требуемой МФО поддержки, в том числе информационно-методологического характера, Департамент просит СРО обеспечить заполнение МФО, являющимися членами такой СРО, анкет, содержащихся в приложениях 2 и 3 к настоящему письму. Анкета подлежит заполнению МФО, которые до даты получения настоящего письма подали заявку на подключение к ЕСИА и (или) СМЭВ либо осуществили подключение к ЕСИА и (или) СМЭВ. Если попытки подключения 6 к ЕСИА и (или) СМЭВ не предпринимались МФО, заполнение анкет(ы) данной МФО не требуется. 

Департамент просит СРО заполненные ее членами анкеты собрать и направить в Департамент не позднее 30 июня 2020 года. Приложение: 3 файла. 

Директор Департамента микрофинансового рынка 

И.А. Кочетков

TSifrovoi_-profil.pdf
Нажмите для скачивания файла

Возврат к списку