Недобросовестную финансовую рекламу обсудили в Госдуме РФ

20 Октября 2014         1455 просмотров

16 октября 2014 года в Государственной думе РФ состоялся круглый стол «Новые законодательные инициативы для предотвращения нарушений финансовыми компаниями закона «О рекламе», организованный Общероссийским народным фронтом (ОНФ) в рамках проекта «За права заемщиков».

В рамках круглого стола представители Госдумы РФ, Банка России, ФАС и Роспотребнадзора обсудили с представителями банков и МФО вопросы нарушения законодательства, регламентирующего рекламу финансовых услуг. В мероприятии приняли участие представители СРО НП «МиР».

В конце августа – начале сентября 2014 года эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели мониторинг рекламной продукции банков, размещенной после принятия закона «О потребительском кредите (займе)». В результате исследования эксперты выявили ряд нарушений, среди которых мелкий, нечитаемый текст на рекламных щитах, расположенных вдоль скоростных трасс, содержащий важные для потребителя условия; указание в рекламе только минимальной процентной ставки по кредиту без упоминания других условий, влияющих на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика.

По мнению Виктора Климова, заместителя председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, установленные сегодня размеры штрафов за нарушение закона «О рекламе» не сопоставимы с рекламными бюджетами крупных банков и других финансовых организаций, а потому компании платят штрафы и продолжают осуществлять свою деятельность с нарушениями. В целях защиты прав потребителей финансовых услуг Виктор Климов выступил с депутатской инициативой поднять минимальную планку штрафов за нарушения в сфере рекламы финансовых продуктов и услуг со 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей. Также депутат Госдумы предложил дополнить КоАП нормой, которая бы отдельно регулировала рекламу финансовых услуг (аналогично с рекламой лекарств и медицинских услуг).

Татьяна Никитина, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы, напомнила, что на финансовом рынке действуют компании различного размера, и для МФО и страховых компаний действующие штрафы весьма существенны. «У нас не стоит задача разорить рынок, у нас стоит задача привести его в соответствие с законом», - отметила она.

Илья Кочетков, руководитель Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, отметил, что борьба с недобросовестными рекламодателями должна идти параллельно с процессом повышения финансовой грамотности. Потребитель, знающий свои права, разбирающийся в финансовых услугах, с гораздо меньшей вероятностью станет жертвой вводящего в заблуждения рекламного сообщения. Илья Кочетков сообщил, что вскоре Банк России планирует сформулировать и представить критерии оценки финансовой грамотности, что существенно облегчит оценку результатов работы по финансовому просвещению граждан.

Михаил Мамута, начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, поддержал идею о необходимости общественного контроля над деятельностью финансовых организаций. Он напомнил, что с 1 июля 2014 года в российском законодательстве появилось понятие «профессиональный кредитор». Профессиональными кредиторами являются банки, МФО, кредитные кооперативы и ломбарды, именно их деятельность и регулирует Банк России. В то время как деятельность компаний, не относящихся к вышеперечисленным категориям и выдающих кредиты или займы, является незаконной. Михаил Мамута отметил, что реклама деятельности таких компаний наносит существенный ущерб как потребителям, так и участникам легального рынка. «Почти все объявления на столбах – это реклама нелегального рынка, - отметил он. – Объявление на столбе – это неэффективный инструмент привлечения клиентов, поэтому легальный бизнес его практически не использует. Но у черных кредиторов просто не осталось других инструментов». Представитель регулятора отметил, что Банк России не имеет возможности напрямую вмешаться в деятельность нелегального рынка кредитов и займов, поэтому передает такую информацию в правоохранительные органы.

Другой существенной проблемой, по мнению начальника ГУ рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, является повсеместная реклама инвестиционных продуктов для населения. Согласно существующему законодательству, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать средства от населения. Зачастую компании злоупотребляют этим правом: обещая клиентам высокий доход, компании строят финансовые пирамиды и в критический момент скрываются со средствами граждан. Михаил Мамута отметил, что зачастую мошенники имитируют существующие МФО, что подрывает доверие граждан к микрофинансовой отрасли в целом. Он предложил подумать над «запретом публичного предложения таких услуг нерегулируемым рынком».

В рамках дискуссии круглого стола обсудили предложенные спикерами изменения законодательства, регулирующего рекламу финансовых услуг. Представители рынка рассказали о своем опыте соблюдения закона «О рекламе».

«На сегодняшний день на законодательном уровне закреплены лишь общие требования к рекламе финансовых услуг. Никакой конкретики ни с полным перечнем обязательных для указания условий договора, ни с критериями воспринимаемости информации (размер, цвет шрифта) в законе нет, – отметил советник по правовым вопросам Российского микрофинансового центра Алексей Чирков. – Судебная практика по данным делам также существенно отличается в зависимости от региона, равно как и позиции территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда также не дает однозначного решения большинства спорных вопросов. Таким образом, даже добросовестные финансовые организации всегда несут риски того, что с определенного угла конкретным потребителем информация не будет полностью восприниматься или покажется ему мелко напечатанной, что может закончиться штрафом от 100 до 500 тысяч рублей. Также важно учитывать, что сейчас в законе предусмотрены одинаковые штрафы как для крупнейших банков, так и для небольших финансовых организаций с портфелем 3-5 млн рублей, причем вне зависимости от существа нарушения, что вряд ли правильно. В таких условиях ужесточение санкций за нарушения при рекламе финансовых услуг требует крайне взвешенного подхода».