НАФИ представил результаты исследования уровня цифровой грамотности населения

25.06.2018         476 просмотров

В основу исследования лег всероссийский опрос  населения и бизнеса,  посвященный вопросам эффективного и безопасного поведения в цифровой среде. Данные были представлены аналитическим центром на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» 20 июня 2018 года.

Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ, рассказала о специфике «потребления» информации в нашей стране. Так, 81% граждан легко находят данные в интернете, однако 51% не сопоставляет сведения из разных СМИ, принимая каждую новую опубликованную новость за правду. Большинство респондентов уверены в том, что СМИ освещают далеко не все мировые события, тем самым, изолируя читателей от реальной картины.

Уровень знаний в области коммуникативной грамотности, в первую очередь,  демонстрирует способность пользователя проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете. Согласно исследованию НАФИ, 58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете (среди респондентов в возрасте 18-24 года показатель составляет 72%), 42% - не анализируют, забывая о наличии этики в цифровой среде.

Вместе с тем, коммуникативная грамотность сводится не только к умению отправить сообщение через мессенджер, но и к соблюдению норм этики общения. И 76% россиян считает, что в онлайн - пространстве должны сохраняться те же нормы общения, что и в  реальной жизни.

Юлия Алферова, советник министра экономического развития РФ, поддержала Г. Имаеву, добавив, что большинство пользователей интернета желает видеть все актуальные новости в одном окне, в ином случае, «информация сама должна находить их».

Андрей Сельский, директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика», рассказал о роли общественных институтов в развитии цифровой грамотности.

«Когда мы говорим о цифровой грамотности, мы говорим об обучении в школе, работе с молодежью и аудиторией. Из исследования мы видим, что эти люди являются более грамотными с цифровой точки зрения. Новое поколение имеет совершенно другой доступ к цифровой информации, чем предыдущее. Это отражается на обучении в школе, на авторитете педагогов. Впервые в истории образования потеряна связка старшего и молодого поколения, то есть молодое поколение может оказаться более информационно подкованным, чем то, кто его пытается учить».

Елена Луценко, руководитель образовательных программ Киви банка, рассказала о повышении финансовой грамотности в сфере современных платежных технологиях на примере запущенного кредитной организацией приложения. С его помощью удалось вовлечь школьников к обсуждению актуальных вопросов финансовой грамотности и сформировать правильные представления об экономической сфере жизни общества.